Глава 2
Пустой оператор, показывающий, что не требуется выполнять никаких действий, обозначается записью точки с запятой там, где должен был бы быть оператор.
Структура повторения обозначает, что некоторое действие должно по вторяться до тех пор, пока некоторое условие остается истинным.
Формат структуры повторения while :
while (условие) оператор
Величины, имеющие дробную часть, называются числами с плавающей запятой и представляются типом данных float.
Унарная операция приведения к типу (float) создает временную копию с плавающей запятой своего операнда.
С++ имеет операции арифметического присваивания +=, -=, *=, /= и %=, которые помогают сократить запись выражений определенного типа.
С++ имеет операции инкремента (++) и декремента (--), которые обес печивают приращение или уменьшение переменной 1. Если эти опе рации записаны в префиксной форме (перед переменной), то сначала производится увеличение или уменьшение переменной на 1, а затем измененная переменная используется в выражении. Если эти операции записаны в постфиксной форме (после переменной), то переменная сна чала используется в выражении, а затем увеличивается или уменьша ется на 1.
Цикл — это группа операторов, которая выполняется повторно до тех пор, пока удовлетворяется некоторое условие. Имеется две формы по вторения: повторение, управляемое счетчиком, и повторение, управ ляемое меткой.
Счетчик цикла используется, чтобы задавать число повторений цикла. Он обычно увеличивается (или уменьшается) на 1 каждый раз при повторении тела цикла.
Значение метки в общем случае используется, чтобы управлять повто рением, когда число повторений заранее не известно и цикл включает в себя оператор, осуществляющий ввод данных в каждом цикле. Зна чение метки вводится после того, как все необходимые для программы данные уже введены. Метка должна отличаться от всех возможных значений вводимых данных.
Структура повторения for содержит все компоненты, необходимые для повторения, управляемого счетчиком. Общий формат структуры for:
for (выражение!; выражение2; выражениеЗ) оператор
где выражение! задает начальное значение переменной, управляющей циклом, выражение2 является условием продолжения цикла, а выражениеЗ задает приращение управляющей переменной.
• Структура повторения do/while проверяет условие продолжения в конце цикла, так что тело цикла будет выполнено по крайней мере один раз. Формат структуры do/while:
Управляющие структуры
151
do
оператор while (условие);
Когда оператор break выполняется в одной из структур повторения (while, for и do/while), происходит немедленный выход из структуры.
Оператор continue в одной из структур повторения (while, for и do/while), вызывает пропуск оставшейся части тела структуры и начинается выполнение следующей итерации цикла.
Оператор switch производит множественный выбор, при котором значение некоторой переменной или выражения проверяется на множестве допустимых значений и в зависимости от результатов проверки предпринимаются различные действия. В большинстве программ после операторов, соответствующих каждой метке case, надо применять оператор break. Несколько case могут соответствовать одним и тем же операторам; тогда перед этими операторами располагается список меток case. Структура switch может осуществлять проверку на совпадение только с целыми постоянными выражениями.
В системе UNIX и многих других признак конца файла вводится комбинацией
<ctrl-d>
в текущей строке. В VMS и DOS признак конца файла вводится нажатием
<ctrl-z>
Для формирования сложных условий путем комбинирования простых условий могут использоваться логические операции. Логическими операциями являются &&, || и !, означающие логическое И, логическое ИЛИ и логическое отрицание соответственно.
Истинным значением true является любое ненулевое значение; ложным значением false является 0.
Терминология
break
char
continue
double
EOF
float
ios::fixed
ios::left
ios::showpoint
Ь-величина (lvalue, левое значение)
long
К-величина (rvalue, правое значение)
short
алгоритм
бесконечный цикл (зацикливание)
блок
вложенные управляющие структуры
выбор
действие
задание начального значения значение метки исправимая ошибка ключевое слово логическая операция логическая ошибка логическое И (&&) логическое ИЛИ (||) логическое отрицание (!) манипулятор потока setiosflags манипулятор потока setprecision манипулятор потока setw метка case
множественный выбор множество символов ASCII модель действие-решение неисправимая ошибка
- 116 Глава 2
- 2.13. Основы повторения, управляемого счетчиком
- 2.14. Структура повторения for (цикл)
- 120 Глава 2
- 122 Глава 2
- 2.15. Пример использования структуры for
- 124 Глава 2
- 126 Глава 2
- 2.16. Структура множественного выбора switch
- Глава 2
- 130 Глава 2
- 132 Глава 2
- 2.17. Структура повторения do/while
- 134 Глава 2
- 2.18. Операторы break и continue
- Глава 2
- 2.19. Логические операции
- 138 Глава 2
- Глава 2
- 2.21. Заключение по структурному программированию
- IfcrpyKTypa (единственный выбор)
- Глава 2
- Глава 2
- 148 Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 156 Глава 2
- 158 Глава 2
- 160 Глава 2
- 2.1. А) следование, выбор и повторение, b) if/else. С) управляемым счет чиком или определенным заранее, d) Метку, сигнал, флаг или лож ный сигнал.
- 162 Глава 2
- 164 Глава 2
- 166 Глава 2
- 168 Глава 2
- 170 Глава 2
- 172 Глава 2
- 174 Глава 2
- 176 Глава 2
- 178 Глава 3
- Глава 3
- 3.3. Математические библиотечные функции
- 3.4. Функции
- Глава 3
- 3.5 Определения функций
- 184 Глава 3
- 186 ГлаваЗ
- 3.6. Прототипы функций
- 188 Глава 3
- 3.7. Заголовочные файлы
- 3.8. Генерация случайных чисел
- Глава 3
- 192 Глава 3
- 194 Глава 3
- 3.9. Пример: азартная игра
- Глава 3
- 198 Глава 3
- 3.10. Классы памяти
- 200 Глава 3
- 3.11. Правила, определяющие область действия
- 202 Глава 3
- 204 Глава 3
- 3.12 Рекурсия
- Глава 3
- 6) Значения, возвращаемые после каждого рекурсивного вызова
- 3.13. Пример использования рекурсии: последовательность чисел Фибоначчи
- Глава 3
- 3.14. Рекурсии или итерации
- 212 Глава 3
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- 3.15. Функции с пустыми списками параметров
- 214 Глава 3
- 3.16. Встраиваемые функции