3.12 Рекурсия
Программы, которые мы обсуждали до сих пор, в общем случае состояди из функций, которые вызывали какие-либо другие функции в строгой иерархической манере. В некоторых случаях полезно иметь функции, которые вызывают сами себя. Рекурсивная функция — это функция, которая вызывает сама себя либо непосредственно, либо косвенно с помощью другой функции. Важная тема рекурсии подробно обсуждается в курсах, составляющих вершину компьютерной науки. В этом и последующем разделах представлены простые примеры рекурсии. Вообще в этой книге вопросы рекурсии рассматриваются достаточно широко. Рисунок 3.17 (в конце раздела 3.14) обобщает примеры и упражнения на рекурсию, приведенные в этой книге.
Сначала мы рассмотрим понятие рекурсии, а затем проанализируем несколько программ, содержащих рекурсивные функции. Рекурсивная задача в общем случае разбивается на ряд этапов. Для решения задачи вызывается рекурсивная функция. Эта функция знает, как решать только простейшую часть задачи — так называемую базовую задачу (или несколько таких задач). Если эта функция вызывается для решения базовой задачи, она просто возвращает результат. Если функция вызывается для решения более сложной задачи, она делит эту задачу на две части: одну часть, которую функция умеет решать, и другую, которую функция решать не умеет. Чтобы сделать рекурсию выполнимой, последняя часть должна быть похожа на исходную задачу, но быть по сравнению с ней несколько проще или несколько меньше. Поскольку эта новая задача подобна исходной, функция вызывает новую копию самой себя, чтобы начать работать над меньшей проблемой — это называетсярекурсивным вызовом, или шагомрекурсии. Шаг рекурсии включает ключевое слово return, так как в дальнейшем его результат будет объединен с той частью задачи, которую функция умеет решать, и сформируется конечный результат, который будет передан обратно в исходное место вызова, возможно, в main.
Шаг рекурсии выполняется до тех пор, пока исходное обращение к функции не закрыто, т.е. пока еще не закончено выполнение функции. Шаг рекурсии может приводить к большому числу таких рекурсивных вызовов, поскольку функция продолжает деление каждой новой подзадачи на две части. Чтобы завершить процесс рекурсии, каждый раз, как функции вызывает саму себя с несколько упрощенной версией исходной задачи, должна формироваться последовательность все меньших и меньших задач, в конце концов сходящаяся к базовой задаче. В этот момент функция распознает базовую задачу, возвращает результат предыдущей копии функции и последовательность возвратов повторяет весь путь назад, пока не дойдет до первоначального вызова и не возвратит конечный результат в функцию main. Все это звучит довольно экзотично по сравнению с традиционным решением задач, которое мы рассматривали до сих пор. Как пример работы данной концепции, рассмотрим рекурсивную программу для выполнения одного распространенного математического расчета.
Факториал неотрицательного целого числа n, записываемый как n!, равен
nx(n-l)x(n-2)x.. .xl
причем считается, что 1! = 1 и 0! = 1. Например, 51 вычисляется как 5x4x3x2x1 и равен 120
206
- 116 Глава 2
- 2.13. Основы повторения, управляемого счетчиком
- 2.14. Структура повторения for (цикл)
- 120 Глава 2
- 122 Глава 2
- 2.15. Пример использования структуры for
- 124 Глава 2
- 126 Глава 2
- 2.16. Структура множественного выбора switch
- Глава 2
- 130 Глава 2
- 132 Глава 2
- 2.17. Структура повторения do/while
- 134 Глава 2
- 2.18. Операторы break и continue
- Глава 2
- 2.19. Логические операции
- 138 Глава 2
- Глава 2
- 2.21. Заключение по структурному программированию
- IfcrpyKTypa (единственный выбор)
- Глава 2
- Глава 2
- 148 Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 156 Глава 2
- 158 Глава 2
- 160 Глава 2
- 2.1. А) следование, выбор и повторение, b) if/else. С) управляемым счет чиком или определенным заранее, d) Метку, сигнал, флаг или лож ный сигнал.
- 162 Глава 2
- 164 Глава 2
- 166 Глава 2
- 168 Глава 2
- 170 Глава 2
- 172 Глава 2
- 174 Глава 2
- 176 Глава 2
- 178 Глава 3
- Глава 3
- 3.3. Математические библиотечные функции
- 3.4. Функции
- Глава 3
- 3.5 Определения функций
- 184 Глава 3
- 186 ГлаваЗ
- 3.6. Прототипы функций
- 188 Глава 3
- 3.7. Заголовочные файлы
- 3.8. Генерация случайных чисел
- Глава 3
- 192 Глава 3
- 194 Глава 3
- 3.9. Пример: азартная игра
- Глава 3
- 198 Глава 3
- 3.10. Классы памяти
- 200 Глава 3
- 3.11. Правила, определяющие область действия
- 202 Глава 3
- 204 Глава 3
- 3.12 Рекурсия
- Глава 3
- 6) Значения, возвращаемые после каждого рекурсивного вызова
- 3.13. Пример использования рекурсии: последовательность чисел Фибоначчи
- Глава 3
- 3.14. Рекурсии или итерации
- 212 Глава 3
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- 3.15. Функции с пустыми списками параметров
- 214 Глава 3
- 3.16. Встраиваемые функции