2.1. Принципы работы клавиатуры
Что же находится внутри клавиатуры? Оказывается, там есть компьютер! Только этот компьютер состоит из одной микросхемы и выполняет специализированные функции. Он отслеживает нажатия на клавиши и посылает номер нажатой клавиши в центральный компьютер.
Клавиатура представляет собой совокупность датчиков, воспринимающих давление на клавиши и замыкающих определенную электрическую цепь. Длительное время выпускались клавиатуры с механическими датчиками. Современные клавиатуры — мембранного типа. Переключатель представляет собой набор мембран: активная – верхняя, пассивная – нижняя, разделяющая.
Внутри корпуса клавиатуры помимо датчиков расположены электронные платы дешифрации сигнала.
Обмен данными между клавиатурой и системной платой осуществляется 11-битовыми блоками (8 разрядов плюс служебная информация) по 2-проводному кабелю (сигнал и земля).
Принцип работы клавиатуры заключается в сканировании переключателей клавиш. Замыканию и размыканию любого из переключателей соответствует уникальный цифровой код (scan code) размеров 1 байт.
Подключение клавиатуры к системной плате производится с помощью разъема DIN или mini-DIN.
На системной плате прием и обработку сигналов от клавиатуры выполняет специальная микросхема — контроллер клавиатуры.
Если рассмотреть сильно упрощенную принципиальную схему клавиатуры, представленную на рисунке, можно заметить, что все клавиши находятся в узлах матрицы:
Рис.1. Упрощенная схема клавиатуры
Все горизонтальные линии матрицы подключены через резисторы к источнику питания +5 В. Клавиатурный компьютер имеет два порта - выходной и входной. Входной порт подключен к горизонтальным линиям матрицы (X0-X4), а выходной - к вертикальным (Y0-Y5).
Устанавливая по очереди на каждой из вертикальных линий уровень напряжения, соответствующий логическому 0, клавиатурный компьютер опрашивает состояние горизонтальных линий. Если ни одна клавиша не нажата, уровень напряжения на всех горизонтальных линиях соответствует логической 1 (т.к. все эти линии подключены к источнику питания +5 В через резисторы).
Если оператор нажмет на какую-либо клавишу, то соответствующая вертикальная и горизонтальная линии окажутся замкнутыми. Когда на этой вертикальной линии процессор установит значение логического 0, то уровень напряжения на горизонтальной линии также будет соответствовать логическому 0.
Как только на одной из горизонтальных линий появится уровень логического 0, клавиатурный процессор фиксирует нажатие на клавишу. Он посылает в центральный компьютер запрос на прерывание и номер клавиши в матрице. Аналогичные действия выполняются и тогда, когда оператор отпускает нажатую ранее клавишу.
Номер клавиши, посылаемый клавиатурным процессором, однозначно связан с распайкой клавиатурной матрицы и не зависит напрямую от обозначений, нанесенных на поверхность клавиш. Этот номер называется скан-кодом (Scan Code).
Слово scan ("сканирование"), подчеркивает тот факт, что клавиатурный компьютер сканирует клавиатуру для поиска нажатой клавиши.
Но программе нужен не порядковый номер нажатой клавиши, а соответствующий обозначению на этой клавише ASCII-код. Этот код не зависит однозначно от скан-кода, т.к. одной и той же клавише могут соответствовать несколько значений ASCII-кода. Это зависит от состояния других клавиш. Например, клавиша с обозначением '1' используется еще и для ввода символа '!' (если она нажата вместе с клавишей SHIFT).
Поэтому все преобразования скан-кода в ASCII-код выполняются программным обеспечением. Как правило, эти преобразования выполняют модули BIOS. Для использования символов кириллицы эти модули расширяются клавиатурными драйверами.
Если нажать на клавишу и не отпускать ее, клавиатура перейдет в режим автоповтора. В этом режиме в центральный компьютер автоматически через некоторый период времени, называемый периодом автоповтора, посылается код нажатой клавиши. Режим автоповтора облегчает ввод с клавиатуры большого количества одинаковых символов.
Следует отметить, что клавиатура содержит внутренний 16-байтовый буфер, через который она осуществляет обмен данными с компьютером.
В настоящее время существует три различных типа клавиатуры. Это клавиатура для компьютеров IBM PC/XT, 84-клавишная клавиатура для IBM AT и 101-клавишная (расширенная) клавиатура для IBM AT. Некоторые клавиатуры имеют переключатель режима работы (XT/AT), расположенный на нижней крышке. Он должен быть установлен в правильное положение.
- Клавиатура
- 2.1. Принципы работы клавиатуры
- 2.2. Порты для работы с клавиатурой
- 2.3. Аппаратное прерывание клавиатуры
- 2.4. Средства bios для работы с клавиатурой
- 2.4.1. Чтение символа с ожиданием
- 2.4.2. Проверка буфера на наличие в нем символов
- 2.4.3. Получение состояния переключающих клавиш
- 2.4.4. Установка временных характеристик клавиатуры
- 2.4.5. Запись символов в буфер клавиатуры
- 2.4.6 Чтение символа с ожиданием для 101-клавишной клавиатуры
- 2.4.7. Проверка буфера на наличие в нем символов для 101-клавишной клавиатуры
- 2.4.8. Получение состояния переключающих клавиш для 101-клавишной клавиатуры
- 2.5. Средства ms-dos для работы с клавиатурой
- 2.5.1. Буферизованный ввод с эхо-выводом
- 2.5.2. Буферизованный ввод без эхо-вывода
- 2.5.3. Нефильтрованный ввод без эхо-вывода
- 2.5.4. Ввод/вывод на консоль
- 2.5.5. Ввод строки символов
- 2.5.6. Проверка состояния стандартного ввода
- 2.5.7. Сброс буфера клавиатуры
- 2.6. Клавиатурные функции библиотеки Microsoft c
- 2.6. Драйвера режима ядра для ps/2 клавиатуры Стек драйверов для системных устройств ввода
- Стек драйверов для Plug and Play ps/2-клавиатуры
- Стек устройств для Plug and Play ps/2-клавиатуры
- Обработка клавиатурного ввода приложениями Поток необработанного ввода (получение данных от драйвера)
- Обработка сообщений конкретным окном
- Массивы состояния клавиш клавиатуры
- Клавиатурные ловушки
- Общая схема обработки
- Модель прямого ввода (Raw Input)