logo
ЛОИ New

Валентность

В теории синтаксического и семантического анализа важное место занимает термин «валентность».

Валентность— это способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом (Ср. термин «валентность» в химии, служащий для описания способности химических элементов образовывать соединения той или иной структуры). Термин был введен в лингвистику Л.Теньером и А.В. де Гроотом и первоначально применялся только по отношению к глаголам. Например, глаголпроситьпредполагает, что при нем могут быть указаныпроситель(тот, кто просит),предмет просьбы(то, о чем или что просят) иадресат просьбы(тот, кого или у кого просят). Поэтому говорят, что глаголпроситьтрехвалентен (кто, кого, о чем);

Пример:герцог просил короля о милосердии.

Множество валентностей глагола образует его валентную структуру. Валентности, как принято говорить,заполняются; заполнители валентностей слова называются егоактантами. В принципе слово может быть валентно не только на другое слово, но и на словосочетание или даже предложение,

Пример:просить помиловать всех родственниковили просить, чтобы он помиловал всех родственников казненного.

Вначале, когда термин «валентность» только входил в лингвистическую терминологию, он применялся к описанию поверхностных, синтаксических связей глагола. Cчитается, что обязательные связи, подобные глагольным, присущи и другим частям речи — в частности, прилагательным

Пример:сердитый кто, на кого, за что

и существительным

Пример:сестра кого?

Ввиду того, что синтаксические связи, свойственные слову, могут быть и не обязательными (в особенности это характерно для глаголов, способных синтаксически подчинять разного рода факультативные обстоятельства — времени, места, причины и т.д.; П: Он вернулся вечером с подругой из-за плохой погоды. Мы приехали на конференцию на автобусе на пять дней.), было введено понятие факультативной валентности. Синтаксические отношения слова определяются его семантикой. Слово, обладающее синтаксическими валентностями, всегда соотносится с ситуацией, имеющей некоторый набор обязательных участников; эти участники выражаются при слове поверхностно, заполняя синтаксические валентности — тем самым синтаксические валентности эксплицируют те семантические отношения, которые связывают имя ситуации и имена ее участников. Отсюда следует, что можно говорить не только о синтаксических, но и о семантических валентностях слова.

В отличие от синтаксических, семантические валентности оказываются семантически наполненными и различаются по типу выражаемого смыслового отношения. В ставшей классической книге Ю.Д.Апресяна «Лексическая семантика» различается 25 типов семантических валентностей, среди которых выделены валентности субъекта (поезд движется), контрагента (защищаться от спаниеля), реципиента (давать детям), адресата (информировать президента), результата (превращаться в воду), периода (отпуск на два месяца), количества (больше на метр) и др. Подобный список может содержать и более дробную классификацию типов валентностей — степень дробности в данном случае ограничена следующим условием: близкие по смыслу валентности считаются различными, если они встречаются в составе валентной структуры одного слова. Таковы, например, валентность инструмента и средства (писать гусиным пером черной тушью), контрагента и посредника (покупать у фирмы через агента) и др.

Связь между семантическими и синтаксическими валентностями не означает их обязательного взаимно-однозначного соответствия: синтаксических валентностей у слова может быть больше или меньше, чем семантических.

Построение Синтаксической и Семемантической структур предложения связано с заполнением валентностей слов. При этом могут использоваться разные подходы: от подходов, использующих сравнительно небольшие наборы правил, оперирующих грамматическими категориями слов, до подходов с привлечением словарей моделей управления— как для синтаксического, так и для семантического анализа.

Модель управленияхарактеризует способность слова присоединять к себе подчиненные слова. Как правило, с помощью моделей управления описывают сильные (актантные) связи.

Словарь моделей управления— как правило, таблица, где для каждого актанта заглавного слова указаны все возможные способы его выражения.