logo
ЛОИ New

Поднауки лингвистики

Пунктуация

(от лат. punctum -- точка) - система знаков препинания в письменности языка, правила их употребления, расстановка в тексте. Наряду с графикойиорфографией- основной компонент письменной речи.

Орфография

(греч. – «правильно пишу») - это

1. правописание - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на письме;

2. раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему таких правил.

Морфология

(греч. «формология») в языкознании - это

1. часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования;

2. раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Фонетика

(греч. ``звуковой, голосовой``) -- это

1. акустические и артикуляционные свойства звуков;

2. раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики.

СЕМАНТИКА

[semantics] (Греч.: σημαντικός- обозначающий;)

1. Часть лингвистики - науки о языке, рассматривающая отношения между элементами языка и их смысловыми значениями, а также содержательное значение синтаксических конструкций языка.

2. Смысл знака или текста.

Формальные языки и формальные системы

Основным и, пожалуй, главным для человека средством описания большей части того, что ему известно, является естественный язык. Естественный язык обладает большим спектром свойств - лексической неоднозначностью, неполнотой, избыточностью, возможностью противоречивых описаний, которые, безусловно, можно отнести к числу его достоинств. Однако, эти достоинства создают трудно преодолимые проблемы при попытке автоматическогоанализа текстов, написанных на естественном языке.

Элементарную единицу лексики языка составляет слово, имеющее в большинстве случаев не одно, а несколько значений. Любой текст на естественном языке может содержать пробелы - явно не описанные, но подразумеваемые ситуации или их фрагменты. В тексте или речи возможны повторы, которые подчеркивают наиболее существенные соображения автора, расставляют акценты. Противоречия в языке - важный поэтический прием ("Речка движется и не движется...").

Человек, читая текст или слушая устную речь способен понять пишущего или говорящего благодаря контексту и наличию собственных представлений о действительности (собственной "модели мира"). Забегая вперед, можно сказать, что глубокий анализ естественного языка с помощью компьютеров и, тем более, задачи понимания естественно-языковых текстов являются, в значительной степени, предметом той науки, к изучению которой мы приступаем. Однако в этой главе речь идет о языке как о первичном средстве описания действительности, т.е. такого описания, которое составит основу компьютерной модели мира, и будет лежать в основе многих «интеллектуальных способностей» компьютера. Для того чтобы получить язык, применимый для этих целей, на естественный язык необходимо наложить ряд существенных ограничений. Ограничения эти состоят, в частности, в следующем: необходимо устранить лексическую многозначность (полисемию, как говорят лингвисты), ограничить вариативность структур предложений, регламентировать использование знаков препинаний и иных знаков. Но, как только эти модификации будут выполнены, полученный язык перестанет быть естественным. Такой язык правильнее отнести к искусственным.

Если, к тому же, задать исчерпывающую совокупность правил построения предложений языка, то такой язык будет называться формальным и окажется вполне пригодным для наших целей.

Что касается возможной противоречивости описаний, то, собственно в языке, они допустимы, важно лишь, чтобы система интерпретации текстов такого языка (или вывода в этом языке) могла имеющиеся противоречия обнаруживать и всякий раз в процессе решения конкретной задачи выбирать то высказывание (утверждение, гипотезу, посылку), которое более аргументировано (т.е. обладает большей степенью истинности).

Перейдем к рассмотрению одного из таких формальных языков, который называется язык исчисления предикатов первого порядка. Хотя этот язык и можно рассматривать как язык представления знаний, все же это не главное его назначение и мы будем использовать его конструкции, главным образом, в качестве составной части конструкций других языков, более ориентированных на представление знаний.