29. Применение шаблонов классов и шаблонов функций.
Шаблоны функций
Синтаксис описания шаблона
Шаблон функции начинается с ключевого слова template, за которым в угловых скобках следует список параметров. Затем следует объявление функции:
template< typename T >
void sort( T array[], int size ); // прототип: шаблон sort объявлен, но не определён
template< typename T >
void sort( T array[], int size ) // объявление и определение
{
T t;
for (int i = size - 1; i > 0; i--)
for (int j = i; j > 0; j--)
if (array[j] < array[j-1])
{
t = array[j];
array[j] = array[j-1];
array[j-1] = t;
}
}
template< int BufferSize > // целочисленный параметр
char* read()
{
char *Buffer = new char[ BufferSize ];
/* считывание данных */
return Buffer;
}
Ключевое слово typename появилось сравнительно недавно, поэтому стандарт[1] допускает использование class вместо typename:
template< class T >
Вместо T допустим любой другой идентификатор.
[править]
Пример использования
Простейшим примером служит определение минимума из двух величин.
Если a меньше b то вернуть а, иначе - вернуть b
В отсутствие шаблонов программисту приходится писать отдельные функции для каждого используемого типа данных. Хотя многие языки программирования определяют встроенную функцию минимума для элементарных типов (таких как целые и вещественные числа), такая функция может понадобится и для сложных (например «время» или «строка») и очень сложных («игрок» в онлайн-игре) объектов.
Так выглядит шаблон функции определения минимума:
template< typename T >
T min( T a, T b )
{
return a < b ? a : b;
}
Для вызова этой функции можно просто использовать её имя:
min( 1, 2 );
min( 'a', 'b' );
min( string( "abc" ), string( "cde" ) );
[править]
Вызов шаблонной функции
Вообще говоря, для вызова шаблонной функции, необходимо указать значения для всех параметров шаблона. Для этого после имени шаблона указывается список значений в угловых скобках:
int i[5] = { 5, 4, 3, 2, 1 };
sort< int >( i, 5 );
char c[] = "бвгда";
sort< char >( c, strlen( c ) );
sort< int >( c, 5 ); // ошибка: у sort< int > параметр int[] а не char[]
char *ReadString = read< 20 >();
delete [] ReadString;
ReadString = read< 30 >();
Для каждого набора параметров компилятор генерирует новый экземпляр функции. Процесс создания нового экземпляра называется инстанцированием шаблона.
В примере выше компилятор создал две специализации шаблона функции sort (для типов char и int) и две — шаблона read (для значений BufferSize 20 и 30). Последнее скорее всего расточительно, так как для каждого возможного значения параметра компилятор будет создавать новые и новые экземпляры функций, которые будут отличаться лишь одной константой.
Шаблоны классов
В классе, реализующем связный список целых чисел, алгоритмы добавления нового элемента списка, поиска нужного элемента не зависят от того, что элементы списка — целые числа. Те же алгоритмы применялись бы и для списка символов, строк, дат, классов игроков, и так далее.
template< class T >
class List
{
/* ... */
public:
void Add( const T& Element );
bool Find( const T& Element );
/* ... */
};
[править]
Использование шаблонов
Для использования шаблона класса, необходимо указать его параметры:
List<int> li;
List<string> ls;
li.Add( 17 );
ls.Add( "Hello!" );
- 99. Типы диаграмм языка uml
- 98. Унифицированный язык моделирования uml.
- 100. Диаграмма классов (class diagram).
- Концептуальная точка зрения — диаграмма классов описывает модель предметной области, в ней присутствуют только классы прикладных объектов;
- Точка зрения спецификации — диаграмма классов применяется при проектировании информационных систем;
- Точка зрения реализации — диаграмма классов содержит классы, используемые непосредственно в программном коде (при использовании объектно-ориентированных языков программирования).
- 102. Компонентно-ориентированное проектирование
- Объектно-ориентированное проектирование на основе иерархии классов.
- 93. Гетерогенные контейнеры adt шаблонов
- Компонентные классы как основа систем визуального программирования.
- Построение каркасов приложений в среде современных систем программирования.
- Производные классы: наследование.
- Термин наследование и применение к классам и их характеристикам
- Создание объекта производного класса.
- Расширение производного класса.
- Создание объекта производного класса и вызов конструкторов
- Производные классы: полиморфизм.
- Множественное наследование в классе, порождённом от нескольких родительских классов-предков.
- Производные классы: полиморфная функция
- Иерархия классов
- 39.Простые манипуляторы для управления потоком
- Прядок вызова конструкторов в производных классах
- Виртуальные базовые классы.
- Порядок построения виртуальных базовых классов.
- 25. Указатель на абстрактный класс.
- 28.Технология объектно-ориентированного программирования.
- Интерфейс пользователя и абстрактный класс.
- 35.Предопределенные объекты-потоки.
- 29. Применение шаблонов классов и шаблонов функций.
- 30.Объекты класса и указатели на объекты класса.
- 31.Члены данных объекта и указатели на члены данных класса.
- 32.Указатели на функции-члены класса и указатели на статические члены данных.
- 36.Стандартный ввод-вывод.
- 34.Создание и организация взаимодействие потоков ввода-вывода.
- 37.Методы позиционирования потоков.
- 38.Способы управления форматом выходных данных.
- 42.Организация ввода-вывода для пользовательского типа
- 40.Параметризованные манипуляторы и форматирующие функции.
- 41.Состояния потока.
- 43.Методы опроса и установки состояния потока.
- 44.Обработка ошибок в потоке через определение и установку состояния потока.
- 45.Последовательность действий при создании ostream.
- 46.Открытие и закрытие файла.
- 47.Методы ввода-вывода.
- 13.Преобразование типов в производных классах.
- 14.Разрешение области видимости в производных классах
- 15.Виртуальные функции.
- 16.Нестатические компонентные функции класса.
- 17.Применение виртуальных функций.
- 18.Вызов виртуальных функций в конструкторе.
- 19.Вызов полиморфных функций базового класса.
- 20.Вызов полиморфных функций через базовые классы.
- 21.Вызов виртуальной функции через таблицу виртуальных методов.
- 22.Ограничения на использование виртуальных функций.
- 23.Чистая виртуальная функция.
- 24.Абстрактный класс и его использование.
- 80.Контейнер объектов List
- 82.Контейнеры шаблонов fds (Fundamental Data Structures).
- 76.Класс итераторов объектов: внешние и внутренние итераторы.
- 81.Контейнер объектов Stack
- 71.Контейнерные классы объектов: понятие контейнерного класса.
- 72.Итераторы в контейнерных классах объектов как друзья класса.
- 48.Бинарные файлы.
- 49.Чтение бинарных файлов.
- 50.Запись в бинарные файлы.
- 51.Инициализация потоков с помощью конструктора.
- 52.Текстовые файлы для ввода-вывода.
- 60.Дружественные шаблоны.
- 53.Форматирование в памяти с использованием потоков strstream.
- 54.Шаблон класса.
- 69.Механизм обработки исключений.
- 56.Создание шаблонного класса.
- 57.Шаблон функции, объявление.
- 61.Функциональное замыкание при разработке приложений.
- 58.Запись шаблона функции с несколькими обобщенными аргументами.
- 65.Исключение как статический объект.
- 64.Объектно-ориентированный подход к обработке исключений.
- 66.Генерации исключения.
- 85.Гомогенные и гетерогенные контейнеры шаблонов fds.
- 63.Использование конструкторов и деструкторов в роли «вступления» и «заключения».
- 67.Операторы throw и catch.
- 68.Обработчик исключений.
- 70.Понятие контролируемого блока при обработке исключений.
- 84.Способы хранения элементов в контейнерах шаблонов fds.
- 83.Вектора и списки в контейнере шаблонов.
- Стандартные контейнеры библиотеки stl
- 86.Fds контейнеры шаблонов векторов
- 62.Функциональное замыкание через наследование.
- 87.Fds контейнеры шаблонов списков
- 89.Способы реализации и префиксы имен adt-контейнеров шаблонов.
- 88.Контейнеры шаблонов adt (Abstract Data Types) и их классификация.
- 90.Типы adt-контейнеров шаблонов.
- 91.Массивы adt-контейнеров шаблонов.
- 92.Стеки adt-контейнеров шаблонов.
- 78.Контейнер объектов Array
- 74.Класс контейнеров объектов: разбиение контейнеров на группы.
- 77.Иерархия классов итераторов объектов
- 79.Контейнер объектов SortedArray
- 73.Библиотека контейнерного класса структур данных.