Предварительная обработка входных векторов
Весьма желательно (хотя и не обязательно) нормализовать входные векторы перед тем, как предъявлять их сети. Это выполняется с помощью деления каждой компоненты входного вектора на длину вектора. Эта длина находится извлечением квадратного корня из суммы квадратов компонент вектора. В алгебраической записи
(4.6)
Это превращает входной вектор в единичный вектор с тем же самым направлением, т. е. в вектор единичной длины в n-мерном пространстве.
Уравнение (4.6) обобщает хорошо известный случай двух измерений, когда длина вектора равна гипотенузе прямоугольного треугольника, образованного его х и у компонентами, как это следует из известной теоремы Пифагора. На рис. 4.2а такой двумерный вектор V представлен в координатах х-у, причем координата х равна четырем, а координата y – трем. Квадратный корень из суммы квадратов этих компонент равен пяти. Деление каждой компоненты V на пять дает вектор V с компонентами 4/5 и 3/5, где V’ указывает в том же направлении, что и V, но имеет единичную длину.
На рис. 4.26 показано несколько единичных векторов. Они оканчиваются в точках единичной окружности (окружности единичного радиуса), что имеет место, когда у сети лишь два входа. В случае трех входов векторы представлялись бы стрелками, оканчивающимися на поверхности единичной сферы. Эти представления могут быть перенесены на сети, имеющие произвольное число входов, где каждый входной вектор является стрелкой, оканчивающейся на поверхности единичной гиперсферы (полезной абстракцией, хотя и не допускающей непосредственной визуализации).
Рис. 4.2а. Единичный входной вектор
Рис. 4.26. Двумерные единичные векторы на единичной окружности
При обучении слоя Кохонена на вход подается входной вектор и вычисляются его скалярные произведения с векторами весов, связанными со всеми нейронами Кохонена. Нейрон с максимальным значением скалярного произведения объявляется «победителем» и его веса подстраиваются. Так как скалярное произведение, используемое для вычисления величин NET, является мерой сходства между входным вектором и вектором весов, то процесс обучения состоит в выборе нейрона Кохонена с весовым вектором, наиболее близким к входному вектору, и дальнейшем приближении весового вектора к входному. Снова отметим, что процесс является самообучением, выполняемым без учителя. Сеть самоорганизуется таким образом, что данный нейрон Кохонена имеет максимальный выход для данного входного вектора. Уравнение, описывающее процесс обучения имеет следующий вид:
wн = wс + (x – wс), (4.7)
где wн – новое значение веса, соединяющего входную компоненту х с выигравшим нейроном; wс – предыдущее значение этого веса; – коэффициент скорости обучения, который может варьироваться в процессе обучения.
Каждый вес, связанный с выигравшим нейроном Кохонена, изменяется пропорционально разности между его величиной и величиной входа, к которому он присоединен. Направление изменения минимизирует разность между весом и его входом.
На рис. 4.3 этот процесс показан геометрически в двумерном виде. Сначала находится вектор X – Wс, для этого проводится отрезок из конца W в конец X. Затем этот вектор укорачивается умножением его на скалярную величину , меньшую единицы, в результате чего получается вектор изменения δ. Окончательно новый весовой вектор Wн является отрезком, направленным из начала координат в конец вектора δ. Отсюда можно видеть, что эффект обучения состоит во вращении весового вектора в направлении входного вектора без существенного изменения его длины.
Рис. 4.3. Вращение весового вектора в процессе обучения (Wн – вектор новых весовых коэффициентов, Wс – вектор старых весовых коэффициентов)
Переменная к является коэффициентом скорости обучения, который вначале обычно равен ~ 0,7 и может постепенно уменьшаться в процессе обучения. Это позволяет делать большие начальные шаги для быстрого грубого обучения и меньшие шаги при подходе к окончательной величине.
Если бы с каждым нейроном Кохонена ассоциировался один входной вектор, то слой Кохонена мог бы быть обучен с помощью одного вычисления на вес. Веса нейрона-победителя приравнивались бы к компонентам обучающего вектора ( = 1). Как правило, обучающее множество включает много сходных между собой входных векторов, и сеть должна быть обучена активировать один и тот же нейрон Кохонена для каждого из них. В этом случае веса .этого нейрона должны получаться усреднением входных векторов, которые должны его активировать. Постепенное уменьшение величины уменьшает воздействие каждого обучающего шага, так что окончательное значение будет средней величиной от входных векторов, на которых происходит обучение. Таким образом, веса, ассоциированные с нейроном, примут значение вблизи «центра» входных векторов, для которых данный нейрон является «победителем».
- Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика
- Предисловие
- Благодарности
- Введение почему именно искусственные нейронные сети?
- Свойства искусственных нейронных сетей
- Обучение
- Обобщение
- Абстрагирование
- Применимость
- Исторический аспект
- Искусственные нейронные сети сегодня
- Перспективы на будущее
- Искусственные нейронные сети и экспертные системы
- Соображения надежности
- Литература
- Глава 1. Основы искусственных нейронных сетей
- Биологический прототип
- Искусственный нейрон
- Активационные функции
- Однослойные искусственные нейронные сети
- Многослойные искусственные нейронные сети
- Нелинейная активационная функция
- Сети с обратными связями
- Терминология, обозначения и схематическое изображение искусственных нейронных сетей
- Терминология
- Дифференциальные уравнения или разностные уравнения
- Графическое представление
- Обучение искусственных нейронных сетей
- Цель обучения
- Обучение с учителем
- Обучение без учителя
- Алгоритмы обучения
- Литература
- Глава 2. Персептроны персептроны и зарождение искусственных нейронных сетей
- Персептронная представляемость
- Проблема функции исключающее или
- Линейная разделимость
- Преодоление ограничения линейной разделимости
- Эффективность запоминания
- Обучение персептрона
- Алгоритм обучения персептрона
- Дельта-правило
- Трудности с алгоритмом обучения персептрона
- Литература
- Глава 3. Процедура обратного распространения введение в процедуру обратного распространения
- Обучающий алгоритм обратного распространения Сетевые конфигурации
- Многослойная сеть.
- Обзор обучения
- Дальнейшие алгоритмические разработки
- Применения
- Предостережение
- Паралич сети
- Локальные минимумы
- Размер шага
- Временная неустойчивость
- Литература
- Глава 4. Сети встречного распространения введение в сети встречного распространения
- Структура сети
- Нормальное функционирование Слои Кохоненна
- Слой Гроссберга
- Обучение слоя кохонена
- Предварительная обработка входных векторов
- Выбор начальных значений весовых векторов
- Режим интерполяции
- Статистические свойства обученной сети
- Обучение слоя гроссберга
- Сеть встречного распространения полностью
- Приложение: сжатие данных
- Обсуждение
- Литература
- Глава 5. Стохастические методы
- Использование обучения
- Больцмановское обучение
- Обучение Коши
- Метод искусственной теплоемкости
- Приложения к общим нелинейным задачам оптимизации
- Обратное распространение и обучение коши
- Трудности, связанные с обратным распространением
- Трудности с алгоритмом обучения Коши
- Комбинирование обратного распространения с обучением Коши
- Обсуждение
- Литература
- Глава 6. Сети Хопфилда
- Конфигурации сетей с обратными связями
- Бинарные системы
- Устойчивость
- Ассоциативная память
- Непрерывные системы
- Сети Хопфилда и машина Больцмана
- Термодинамические системы
- Статистичекие сети Хопфилда
- Обобщенные сети
- Приложения Аналого-цифровой преобразователь
- Задача коммивояжера
- Обсуждение Локальные минимумы
- Скорость
- Функция энергии
- Емкость сети
- Литература
- Глава 7. Двунаправленная ассоциативная память
- Структура дап
- Восстановление запомненных ассоциаций
- Кодирование ассоциаций
- Емкость памяти
- Непрерывная дап
- Адаптивная дап
- Конкурирующая дап
- Заключение
- Литература
- Глава 8. Адаптивная резонансная теория
- Архитектура apt
- Описание apt
- Упрощенная архитектура apt
- Функционирование сети apt в процессе классификации
- Реализация apt Обзор
- Функционирование сетей apt
- Пример обучения сети apt
- Характеристики apt
- Инициализация весовых векторов т
- Настройка весовых векторов Вj
- Инициализация весов bij
- Теоремы apt
- Заключение
- Литература
- Глава 9. Оптические нейронные сети
- Векторно-матричные умножители
- Электронно-оптические матричные умножители
- Сети Хопфилда на базе электронно-оптических матричных умножителей
- Голографические корреляторы
- Объемные голограммы
- Оптическая сеть Хопфилда, использующая объемные голограммы
- Заключение
- Литература
- Глава 10. Когнитрон и неокогнитрон
- Когнитрон
- Структура
- Обучение
- Неокогнитрон
- Структура
- Обобщение
- Вычисления
- Обучение
- Заключение
- Литература
- Приложение а. Биологические нейронные сети человеческий мозг: биологическая модель для искусственных нейронных сетей
- Организация человеческого мозга
- Мембрана клетки
- Компьютеры и человеческий мозг
- Приложение б. Алгоритмы обучения
- Обучение с учителем и без учителя
- Метод обучения хэбба
- Алгоритм обучения Хэбба
- Метод сигнального обучения Хэбба
- Метод дифференциального обучения Хэбба
- Входные и выходные звезды
- Обучение входной звезды
- Обучение выходной звезды
- Обучение персептрона
- Метод обучения уидроу-хоффа
- Методы статистического обучения
- Самоорганизация
- Литература