logo
ИИС Семенов Н

10.1. Методы извлечения глубинных пластов экспертного знания

Большинство методов извлечения знаний не затрагивают их глубинную структуру, а отражают лишь поверхностную составляющую знаний эксперта. Для увеличения глубинных пластов экспертного знания используют методы психосемантики – науки, возникшей на стыке когнитивной психологии, психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. Психосемантика исследует структуры сознания через моделирование индивидуальной системы знаний и выявление тех структур сознания, которые могут не осознаваться (латентные, имплицитные или скрытые) [2].

В основе построения семантических пространств, как правило, лежит статистическая процедура (факторный анализ, многомерное шкалирование, кластерный анализ), позволяющая группировать ряд отдельных признаков описания в более емкие категории-факторы – построение концептов более высокого уровня абстракции. При геометрической интерпретации семантического пространства значение отдельного признака отображается как точка или вектор с заданными координатами внутри n-мерного пространства, координатами которого выступают выделенные факторы.

На основе получаемых методами психосемантики моделей можно проводить контроль знаний. Контроль структуры знаний проводится на основе сопоставления семантических пространств хороших специалистов и новичков. Степень согласованности семантических пространств будет определять уровень знаний новичка.

Построение семантического пространства обычно включает три этапа:

Поиск смысловых эквивалентов для выделенных структур.

В основе данного подхода лежит интерактивная процедура субъективного шкалирования. Эксперту предлагается оценить сходство между различными элементами с помощью некоторой градуированной шкалы (0÷9, -2 ÷ +2). Мера близости между двумя объектами (i, j) – dij. Если dij такова, что большие значения соответствуют наиболее похожим объектам, то dij – мера сходства, в противном случае dij – мера различия.

Введение метафор – это некая игра, которая раскрепощает сознание эксперта и, как все игровые методики извлечения знаний, является хорошим катализатором трудоемких серий интервью с экспертом. Пример метафорической классификации языков программирования – мир животных (мир транспорта). При интерпретации удалось выявить такие латентные понятия и структуры, как «степень изощренности языка», «сила», «универсальность», «скорость». Полученные результаты в виде координатных пространств позволили выявить скрытые предпочтения экспертов и существенные характеристики объектов, выступающих в виде стимулов – «сила» языка С («слон»), скорость С++ («яхта»), «старомодность» Фортрана («телега»).

Среди методов когнитивной психологии – науки, изучающей то, как человек познает и воспринимает мир, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека, особое место занимает метод репертуарных решеток. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцу матрицы соответствует определенная группа объектов (элементов). В качестве элементов могут выступать люди, предметы, понятия, звуки, цвета – все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы  конструкты. Конструкт – некоторый признак или свойство, по которому два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов. Например, из трех элементов «диван», «кресло», «табурет» два элемента «диван», «кресло» выявляют конструкт «мягкость мебели». В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый элемент по каждому конструкту. Конструкты – не изолированные образования, они носят целостный характер. Элементы выбираются по определенным правилам так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разных уровней общности и относящихся к разным системам. Репертуарная решетка не всегда является матрицей в строгом смысле, так как элементы – не всегда числа, строки могут быть разной длины, матрица – непрямоугольного формата. Репертуарная решетка – это специфическая разновидность структурированного интервью. Анализ репертуарных решеток позволяет определить силу и направленность связей между конструктами респондента, выявить наиболее значимые (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных оценок и отношений.