4. Технология электронного макетирования печатной рекламы
Оригинал-макет — это законченная композиция любого визуального сообщения, будь то рекламное объявление в газете или журнале, строка на экране компьютера или телевизора, логотип на таре или упаковке, текст и иллюстрации брошюры, книги и т.п. В широком смысле слова макет — это воплощенная идея информационного сообщения, включающего в себя различные элементы, «обремененные» тем или иным смыслом.
Вся деятельность дизайнера непосредственно связана с макетированием — созданием авторских работ-оригиналов, предназначенных для последующего тиражирования. Копии этих оригиналов могут создаваться с помощью полиграфии, электронных средств визуальной коммуникации, компьютерной техники.
Техника создания оригинал-макета печатной рекламы может быть различной и зависит от многих факторов, в том числе от содержания и предназначения рекламной информации, вкуса и мастерства дизайнера, материальных и графических средств, используемых для воплощения макета. В одном случае оригинал-макет выполняется в технике графики, в другом — представляет собой фотографию или шрифтовую композицию. Очень часто оригинал-макеты включают в себя одновременно и изображение, и фотографию, и текст.
Результат работы дизайнера — это особый «информационно-изобразительный продукт». Поэтому по характеру своей деятельности дизайнеров печатной рекламы можно назвать не только художниками, но и художниками-проектировщиками. Все они помимо традиционных средств, используемых в различных видах изобразительного искусства, владеют методами фотографии, умеют работать со шрифтами, выполнять чертежные построения, не уступающие по сложности инженерным, знают современную компьютерную технику.
В «докомпьютерную» эпоху оригинал-макет печатной рекламы создавался вручную. Все составные части такого макета художник либо вырисовывал (в натуральную величину или в масштабе) на листе бумаги, либо расклеивал на картонной подложке-планшете. При этом он тщательно продумывал, как скомпоновать текст, графический материал, фотографии, декоративные элементы и пр. В этом случае получался так называемый выклеенный оригинал-макет, лицевая сторона которого, по окончании работы, защищалась «фартуками» из кальки или тонкой бумаги, чтобы предохранить его от загрязнения или повреждения. После этого макет фотографировался на негативную пленку, а с нее переносился в виде позитивного изображения на светочувствительную пластину-форму, с которой печатался необходимый тираж.
При изготовлении выклеенного оригинал-макета художники использовали самые разнообразные средства — не только обычные графические инструменты, но и клей, ножницы, чертежные и измерительные принадлежности, другие приспособления, которые применялись в конструировании, печатной графике, техническом рисовании и шрифтовом оформлении. Часто художнику-рекламисту приходилось выступать в роли фотографа и ретушера, если оригинал-макет включал фотографические изображения.
В последнее время компьютерное макетирование становится основным методом создания оригинал-макетов печатной рекламы. Их подготовка производится с помощью различных технических средств. Например, в роли своеобразного планшета выступает монитор компьютера, а в качестве средств исполнения и компоновки макета — устройства-манипуляторы (мышь, цифровое перо), необходимые для управления «электронными инструментами», находящимися на экране. Такой оригинал-макет существует в виде электронного изображения, записанного в памяти компьютера. Если электронное изображение нужно воспроизвести на листе бумаги, то его распечатывают с помощью принтера или средств малой полиграфии. Благодаря современной технике дизайнер, как истинный художник, может полностью сосредоточиться на творческой стороне дела, поскольку всю черновую работу за него выполняет компьютер. Однако для этого нужно не только в совершенстве владеть самим компьютером, но и средствами и методами графического дизайна.
Компьютерные технологии развиваются бурными темпами и то, что вчера казалось новым словом в графическом дизайне, сегодня уже устаревает. Дизайнер, работающий с компьютером, выполняет лишь творческую работу, он не связан никакими техническими рамками, поскольку отсканировать картинку, «почистить» её, подготовить сетку, вбить в неё текст, разверстать его на то количество полос, которое положено по макету, очень просто, и эту рутинную работу выполняют его электронные помощники. Дизайнер имеет дело лишь с созданными ими «изобразительными кирпичами», компонуя их в единую композицию по принципу «чуть-чуть влево, чуть-чуть вправо».
Дизайнеры постоянно расширяют сферу своей деятельности, изобретают новые изобразительные средства, прибегая с этой целью к синтезу различных видов визуальных искусств и техники.
Оригинал-макет печатной рекламы, независимо от техники и технологии его исполнения, создается в несколько этапов.
Работа дизайнера обычно начинается с получения задания или заказа на изготовление оригинал-макета. Нередко задание представляет собой лишь общие соображения заказчика о характере информационного сообщения, его устное словесное описание, на основе которого дизайнер должен выработать концепцию будущей работы.
Затем следует переход к этапу анализа. Здесь дизайнер выясняет функцию и назначение заказа, выявляет суть рекламного сообщения, определяет возможную форму решения, выбирает необходимые средства реализации. Главное на этом этапе — выработать художественный прием, своеобразный ход, который будет определять все последующие этапы.
На следующем этапе — этапе предварительной разработки оригинал-макета, выполняются так называемые кроки — первые наброски и эскизы.
Общеизвестно, что с эскиза начинается любое произведение изобразительного искусства, в какой бы технике ни предполагалось его выполнить. Однако использование опыта изобразительного искусства в рекламном дизайне не имеет «всеподавляющего» характера, поскольку эскиз — это лишь «полуфабрикат» печатной рекламы, который в дальнейшем должен быть воплощен с помощью различных технических средств. Эскиз рекламного сообщения, в отличие от художественного произведения, должен органически сочетать смысловую задачу и образное выражение, содержание и форму. Все, что не будет понято с первого взгляда — неприемлемо для рекламного дизайна. Разрабатывая структуру печатной рекламы, дизайнер, как правило, создает целую серию эскизов. В некоторых случаях это происходит непосредственно в процессе компьютерного макетирования.
Роль эскиза в рекламном дизайне чрезвычайно велика. Он представляет собой произведение вспомогательного характера, в котором реализуется предварительный замысел, концепция будущей работы. Эскизы выполняются с различной степенью законченности — от набросков до тщательно выполненных рисунков-композиций и предваряют этап разработки макета. Количество вариантов набросков зависит от сложности задачи.
Самый ответственный этап работы над макетом — это выбор оптимального варианта. Выбирается, конечно, тот, который наиболее точно соответствует поставленной задаче.
Завершается процесс создания макета непосредственным его исполнением. Именно здесь от дизайнера требуется практическая реализация основных законов композиции, отшлифовывается общий замысел макета, воплощаются авторские находки, производится окончательная компоновка текстовых и изобразительных элементов-блоков. После этого макет передается заказчику, который обеспечивает его воспроизведение тем или иным способом.
Сегодня компьютер по праву занял достойное место на рабочем столе дизайнера. Теперь не нужно тратить время на многократную перерисовку макета и внесение в него необходимых изменений. Так, многие дизайнеры выполняют свои рисунки на обычном листе бумаги, после чего сканируют и дорабатывают их на компьютере, добавляя надписи или другие элементы, которые трудно нарисовать от руки.
Конечная цель создания авторского оригинал-макета заключается в получении с него копий, предназначенных для массового распространения. Характер и качество копий зависят от способа их воспроизведения.
В любом случае оригинал-макет печатной рекламы должен быть создан в точном соответствии с требованиями к его окончательному отображению. Если он выполнен непрофессионально, неудачно скомпонован, если в нем не соблюдены пропорции между изобразительными и текстовыми блоками, то все эти недостатки будут заметны в окончательном варианте.
Между оригинал-макетом и его копией-репродукцией существуют как сходство, так и различие. Макет — это авторское произведение, воплощающее творческий замысел дизайнера. Копии, воспроизведенные средствами печати, способны лишь повторять его с различной степенью точности. С одной стороны, копии могут являться полными двойниками макета. С другой — они могут воспроизводиться в измененном масштабе, тиражироваться на материале, отличающемся от замысла автора, использовать другую цветовую гамму, обладать специфическими признаками тех способов печати, которыми выполнялись. К сожалению, бывает так, что после исполнения оригинал-макет бесследно исчезает из поля зрения дизайнера. Часто макеты воспроизводятся недостаточно совершенными средствами печати, которые не в состоянии передать всех нюансов изображения, или попадают в плохие типографии, где при тиражировании превращаются в продукцию, во многом отличающуюся от замысла дизайнера.
Дизайнер, создавая оригинал-макет, всегда должен помнить о его реальном воплощении, о том, чтобы копия как можно более точно соответствовала авторскому замыслу. Если раньше считалось, что труд дизайнера закончен, когда он создал оригинал-макет, то теперь вся работа должна продолжаться, как говорят полиграфисты, «до тиража».
В графическом дизайне используется метод физического макетирования. Основная его цель — дать исчерпывающее представление о том, как работа дизайнера будет смотреться в «материале», выяснить и отработать эргономические и эксплуатационные свойства носителя визуального сообщения.
Особенно важную роль играет физическое макетирование в дизайне печатной продукции. Так, например, физический макет создается для того, чтобы детально проработать конструкции многостраничного рекламного издания и представляет собой выполненный в натуральную величину образец журнала, брошюры, книги, альбома. Переплет, обложку, титульный лист такой макет воспроизводит целиком, а книжный блок имитируют скрепленные листы бумаги, на которых расклеены образцы размещения набора и иллюстраций, имеющие внешнее сходство с теми, которые войдут в проектируемое издание. Таким образом, физический макет несет всю информацию об архитектонике рекламного печатного издания. В этом случае дизайнер выступает не только в роли художника, наборщика текста, верстальщика, художественного и технического редактора, но и конструктора.
Физическое макетирование также используется при художественном проектировании тары, упаковки, сувенирной и представительской продукции, на которую наносятся различные изображения, надписи, реклама, фирменная символика обладателя и пр. Сегодня макетирование представительской продукции, с нанесенной на нее рекламой и фирменной символикой, — одна из наиболее бурно развивающихся областей дизайна. Это связано с тем, что одно и то же информационное или рекламное сообщение должно хорошо смотреться как на экране компьютера, так и на газетной странице, черно-белом листочке факса, корпусе авторучки, зажигалке и пр.
Компьютерная графика с успехом может заменить трудоемкий процесс ручного создания физического макета. Применение виртуального компьютерного макетирования значительно сокращает время, затрачиваемое на художественное проектирование рекламной продукции и, в частности, позволяет отказаться от подготовки физических макетов. Виртуальное макетирование дает дизайнеру возможность создать на экране трехмерное подобие проектируемого объекта, которое можно рассматривать с разных сторон, уточнять конструкцию физического носителя информации, моделировать использование в электронном прототипе самых разных материалов — от бумаги и картона до металла и керамики.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Место информационных технологий в разработке
- 2. Прикладное программное обеспечение рекламной деятельности
- 3. Обзор и возможности компьютерных дизайнерских программ
- 4. Технология электронного макетирования печатной рекламы
- 5. Модульная реклама
- 6. Информационные технологии телевизионного вещания,
- 7. Интернет как средство коммуникации. Классификация ресурсов Интернета
- 8. Понятие базы данных, ее архитектуры, виды баз данных,
- 9. Понятие автоматизированных систем обработки данных
- 10. Информационные технологии рекламных исследований