Информационная система
Информационной системой называется взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.
В качестве основного технического средства переработки информации используют персональный компьютер (ПК). Особую роль в информационных системах отводится человеку.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Этапы развития информационных систем
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.
В 70-х — начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Процессы, протекающие в информационной системе
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы, можно представить в виде схемы (см. рис.2).
Рис.2.
Рис.2. Процессы в информационной системе
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы:
- ввод информации из внешних или внутренних источников;
- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
- вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
- обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Внедрение информационных систем может способствовать:
получению более рациональных вариантов решения управленческих задач;
освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;Структура информационной системы
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, а подсистемы называют обеспечивающими. Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (см. рис.3.)
Рис.3.
Рассмотрим их подробнее:
1. Информационное обеспечение- совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Назначение - в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель — это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.
2. Техническое обеспечение — это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Комплекс технических средств составляют:
- компьютеры любых моделей;
- устройства сбора, накопления обработки, передачи и вывода информации;
- устройства передачи данных и линий связи;
- оргтехника и устройства автоматического съема информации;
- эксплуатационные материалы и др.
3. Математическое и программное обеспечение — это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
- средства моделирования процессов управления;
- типовые задачи управления;
- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ. Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
4. Организационное обеспечение— это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации.
5. Правовое обеспечение— это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:
- статус информационной системы;
- права, обязанности и ответственность персонала;
- правовые положения отдельных видов процесса управления;
- порядок создания и использования информации и др.
- Содержание
- Часть I. Теория информационных технологий
- Часть I. Теория информационных технологий 12
- Часть II. Практические работы 65
- Часть I. Теория информационных технологий Введение в дисциплину
- Модуль 1. Понятие об информационных технологиях Структура модуля:
- ************
- История развития информационных технологий может быть разбита на несколько этапов:
- Модуль 2. Понятие информационной системы
- ********
- Информационная система
- Классификация информационных систем
- 1. По признаку структурированности задач различают:
- 2. Классификация ис по степени автоматизации
- 4. Классификация по сфере применения
- Основные компоненты технологии автоматизированного офиса
- Модуль 4. Телефония. Средства связи
- ************
- Телефонная связь
- Компьютерная телефония
- Радиотелефонная связь
- Системы сотовой радиотелефонной связи
- Пакеты управления туристскими фирмами
- Программа TurWin («Турагент»)
- Программа Tour Pilot
- Программа «Само-Тур»
- Программный комплекс «Мастер-Тур»
- Модуль 6. Современные средства оргтехники
- Копировально-множительные средства
- Сканеры
- Средства отображения информации (мультимедиа-проекты)
- Часть II. Практические работы
- Практическая работа № 1
- Практическая работа № 2 Расчет эффективности неравномерных капиталовложений с помощью функций чпс, всд и Подбор параметра
- Расчет эффективности капиталовложений с помощью функции пс
- Практическая работа № 4 Финансовые функции прплт и осплт
- Практическая работа № 5 Финансовые функции бз, кпер и ставка
- Практическая работа № 6 Финансовые функции апл, асч, фуо и ддоб
- Практическая работа № 7 Закрепление изучения финансовых функций табличного процессора microsoft excel Самостоятельная работа по вариантам
- Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. Учебное пособие (со сборником практических работ)