История развития информационных технологий может быть разбита на несколько этапов:
Первый этап — это ручная технология сбора и обработки информации, господствовавшая до второй половины XIX в. Основными инструментами в то время являлись перо, чернила и простейшие счетные аппараты, а средства коммуникации были представлены в форме курьерской и почтовой связи.
В конце XIX в. начался этап механической технологии. К этому времени относится создание пишущей машинки, телефона, которые существенно изменили технологию обработки информации и организационную структуру предприятий.
С появлением электронных пишущих машинок, копировальных машин и диктофонов в 40—60-х гг. XX в. связывается этап электронной технологии. Массовое производство электронно-вычислительных машин в 60-х гт. и их широкое проникновение во все сферы деятельности являются началом новой компьютерной информационной технологии. Особо успешно эта технология начала внедряться с 70-х гг., когда были созданы персональные электронно-вычислительные машины.
Классификация информационных технологий
Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей.
На сегодняшний день в туризме используется достаточно много новейших компьютерных технологий, например, глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, информационные системы менеджмента и др. Перечисленные выше информационные технологии используются с разной степенью активности и имеют неодинаковое распространение. Различается также степень их влияния на развитие туристской индустрии.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Автоматизированные ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков (см. рис.1):
· способу реализации в АИС;
· степени охвата задач управления;
· классу реализуемых технологических операций;
· типу пользовательского интерфейса;
· способу построения сети ЭВМ;
· обслуживаемым предметным областям.
1). По способу реализации ИТ в информационных системах выделяюттрадиционно сложившиеся иновые информационные технологии. Если традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования персональных ЭВМ, и были ориентированы, главным образом, на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.Новая информационная технология– технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения; возможности доступа (для пользователя) к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.
2). По степени охвата задач управлениявыделяют:
электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ ведется обработка данных без пересмотра методологии и организации процессов управления, решаются отдельные экономические задачи, обеспечивающие частичную автоматизацию управленческой деятельности. ЭВМ используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.
ИТ поддержки принятия решений. Они предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам производственно-хозяйственной практики.
ИТ электронного офиса. Этот вариант ИТ ориентирован на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей - создание полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом. Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, обеспечивающие комплексную реализацию задач предметной области. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице и в транспортных средствах привела к появлению ИТ виртуальных офисов. Такие ИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения, независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.
Информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. На основе использования этих технологий работники могут оперативно исследовать складывающиеся ситуации по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организации. Обработанные по определенным правилам сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.
Рис. 1. Классификация информационных технологий
3) По классу реализуемых технологических операций ИТрассматриваются по существу в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, работу с базами данных под управлением систем управления базами данных (СУБД), обработку графической и звуковой информации, мультимедийные системы, экспертные системы и искусственный интеллект, оперативный поиск информации во внешних базах данных, гипертекстовые системы.
4). По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так,пакетная ИТисключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она воспроизводится в автоматическом режиме. В отличие от пакетнойдиалоговая ИТ предоставляет неограниченную возможность пользователю взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Интерфейссетевой ИТпредоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие ИТ повсеместно широко используемыми и многофункциональными.
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс. Он поддерживает единый способ представления данных и взаимодействие пользователей с компонентами системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности специалистов, возникающие в процессе их профессиональной работы. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке.
- Содержание
- Часть I. Теория информационных технологий
- Часть I. Теория информационных технологий 12
- Часть II. Практические работы 65
- Часть I. Теория информационных технологий Введение в дисциплину
- Модуль 1. Понятие об информационных технологиях Структура модуля:
- ************
- История развития информационных технологий может быть разбита на несколько этапов:
- Модуль 2. Понятие информационной системы
- ********
- Информационная система
- Классификация информационных систем
- 1. По признаку структурированности задач различают:
- 2. Классификация ис по степени автоматизации
- 4. Классификация по сфере применения
- Основные компоненты технологии автоматизированного офиса
- Модуль 4. Телефония. Средства связи
- ************
- Телефонная связь
- Компьютерная телефония
- Радиотелефонная связь
- Системы сотовой радиотелефонной связи
- Пакеты управления туристскими фирмами
- Программа TurWin («Турагент»)
- Программа Tour Pilot
- Программа «Само-Тур»
- Программный комплекс «Мастер-Тур»
- Модуль 6. Современные средства оргтехники
- Копировально-множительные средства
- Сканеры
- Средства отображения информации (мультимедиа-проекты)
- Часть II. Практические работы
- Практическая работа № 1
- Практическая работа № 2 Расчет эффективности неравномерных капиталовложений с помощью функций чпс, всд и Подбор параметра
- Расчет эффективности капиталовложений с помощью функции пс
- Практическая работа № 4 Финансовые функции прплт и осплт
- Практическая работа № 5 Финансовые функции бз, кпер и ставка
- Практическая работа № 6 Финансовые функции апл, асч, фуо и ддоб
- Практическая работа № 7 Закрепление изучения финансовых функций табличного процессора microsoft excel Самостоятельная работа по вариантам
- Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. Учебное пособие (со сборником практических работ)