3.4 Операционная среда.
Из множества человеко-машинных систем мы более подробно рассмотрим так называемые операционные среды (или операционные системы) - системы общего назначения, предоставляющие пользователю возможность решать самые разнообразные задачи. Термин "операционная система (ОС)" обычно возникает в рассмотрении системы с точки зрения разработчика; нас же интересует прежде всего точка зренияпользователя, поэтому мы будем употреблять менее распространенный термин "операционная среда (ОС)".
Операционная среда - это совокупность инструментов, методов их интеграции и приемов работы с ними, позволяющая решать любые задачи в инструментальной области и большинство задач в прикладных областях. Отличие операционной среды от специализированной (например, статистического пакета SPSS) состоит в том, что, во-первых, в операционной среде есть средства решения задач во многих прикладных областях (а не в одной), а во-вторых, если инструмента решения какой-то задачи нет, то средствами операционной среды его всегда можно создать. Здесь мы окончательно отождествляем машину и компьютер, причем не просто микропроцессор, а компьютер общего назначения, обладающий развитой системой ввода, вывода, хранения и переработки информации. Только такой мощный инструмент, как компьютер, может служить платформой для построения системы, способной выполнять задачи из различных сфер деятельности человека.
Основное назначение операционной среды - управлять ресурсами компьютера. Различают системные (инструментальные) и пользовательские (прикладные) ресурсы.Системныересурсы - низкоуровневые, которые согласовывают система и машина. Время работы процессора, оперативная память, память на постоянных носителях, возможности разнообразных внешних устройств и время их работы - все это система должна предоставлять пользователям при необходимости. Причем пользователи в своих решениях часто оперируют высокоуровневым, прикладным понятием ресурса.Пользовательскиересурсы- это требования к системе, выраженные в терминах объектов или функциональностей прикладной области. Это может быть файл или таблица, окно для рисования в графической системе, документ в системе печати, мелодия в динамике, запущенное задание, массив в памяти и т. п.
Часто бывает, что для представления пользовательского ресурса подходит системный (например, файл в качестве хранилища данных). Однако в общем случае каждому пользовательскому ресурсу должна соответствовать определенная системная модель, объединяющая несколько системных ресурсов и задающая правила их использования.
Задача в операционной среде - это объект системы, выполняющий системные или прикладные функции и потребляющий системные ресурсы; чаще всего считается, что задачи принадлежат какому-нибудь пользователю системы или ей самой. В зависимости от важности для ОС, задаче может быть выделено определенное количество ресурсов каждого вида. Иными словами, управление ресурсами рассматривается как их закономерное распределение между задачами и самой системой.
Вторая функция операционной среды - разделение ресурсов. Системе необходимо сделать так, чтобы несколько задач могли пользоваться любым ресурсом, не мешая друг другу. Интерфейс ресурса определяется особой политикой разделения. Действовать в обход этой политики - значит использоватьвнесистемныесредства доступа, что в идеальных ОС невозможно.
Главный системный ресурс, разделять который необходимо с наименьшей паразитной нагрузкой, - машинное время. Самый простой способ разделения времени - пакетноевыполнение задач. Каждой задаче отводится некоторый промежуток машинного времени, в течение которого она обязана запуститься, отработать и завершиться. Если задача завершилась до истечения отведенного ей времени, запускается следующая. Если не успела завершиться, ее выполнение прерывается (навсегда), о чем пользователь получает уведомление, и опять-таки запускается следующая задача. Затраты на работу самой системы здесь минимальны (запустить, прервать), значит, почти все время будут работать пользовательские задачи. В то же время для организации операционной среды этот способ крайне неудобен.
Предположим, пришло десять пользователей системы, и все они запустили по интерактивной задаче, причем каждый желает, чтобы обслуживали именно его. Одна обменная задача потребует секунду процессорного времени, но работа с ней займет у пользователя пять минут. Стало быть, грамотно устроенная операционная среда могла бы обслуживать всех этих пользователей, причем так, чтобы они не мешали друг другу. Оставшиеся 96% процессорного времени можно по ходу дела отдавать другим задачам.
Здесь нужно использовать другой способ разделения времени - псевдопараллелизм (многозадачность, multitasking). В самой упрощенной форме псевдопараллелизм выглядит так. Поскольку процессор на самом деле один (даже если не один, это ничего не меняет; другое дело, если бы процессоров было сколько угодно!), то и задача в каждый момент времени выполняется на нем одна. Но выполняется недолго, скажем, 4 нс (наносекунды). После этого состояние задачи записывается куда-нибудь в системную память, а сама задача встает последней в очередь задач, готовых к выполнению. Вместо нее немножко работаетпервая задача в этой очереди, потом и с ней происходит то же самое, и т. д. Когда очередь опять доходит до исходной задачи, ее состояние восстанавливается и она продолжает работу с момента останова. Состоянием (иликонтекстом) задачи называется информация, необходимая для того, чтобы задача продолжала работать как ни в чем не бывало: значение регистров процессора, место, где было прервано выполнение, собственные часы, табличка использования оперативной памяти и пр. Практически все компьютерные архитектуры имеют встроенные команды процессора, позволяющие аппаратно сохранять и восстанавливать контекст задачи.
- Г.Г. Волков, о.Ю. Глинский
- Тема 9. Проектирование кис. 74
- Тема 1. Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем.
- 1.1 Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.
- 1.2 Понятие информационной системы
- 1.3 Корпоративные информационные системы. Принципы организации корпоративных информационных систем.
- 1.4. Корпоративные информационные технологии. Технологии клиент/сервер. Управление распределенными вычислениями.
- 1.5. Структура корпоративной информационной системы. Требования к кис.
- Тема 2. Информационные ресурсы корпоративных информационных систем
- 2.1 Источники информации в информационной системе. Информационные модели объекта правления. Информационные массивы и потоки.
- 2.2 Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.
- 2.3 Информационные ресурсы. Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. Информационные ресурсы Республики Беларусь.
- Тема 3. Техническое обеспечение систем обработки экономической информации
- 3.1 Технические средства корпоративных информационных систем, их классификация
- 3.2 Технические средства автоматизации производственных процессов.
- 3.3 Системное программное обеспечение. Переносимость, масштабируемость, мобильность, режимы обработки информации и другие характеристики операционных систем. Стандарты в области операционных систем.
- 3.4 Операционная среда.
- Тема 4. Сетевое обеспечение корпоративных информационных систем.
- 4.1 Корпоративные сети. Характеристики корпоративных компьютерных сетей.
- 4.2 Администрирование компьютерных сетей.
- 4.3 Internet/Intranet в корпоративных информационных системах.
- 4.4 Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.
- Тема 5. Корпоративные базы данных
- 5.1 Корпоративные базы данных. Основные требования к базам данных в рамках корпоративных информационных систем.
- 5.2 Масштабируемость и другие характеристики корпоративных баз данных. Хранилища данных.
- 5.3 Субд и структурные решения в корпоративных системах.
- 5.4 Технологии Internet/Intranet и корпоративные решения по доступу к базам данных.
- Тема 6. Прикладное программное обеспечение в корпоративных информационных системах
- 6.1 Обеспечение совместимости программного обеспечения в корпоративных системах.
- 6.2 Открытость, модульность, мобильность и масштабируемость программного обеспечения.
- 6.3 Концепции управления компьютеризированными предприятиями. Cio-менеджмент на современном предприятии.
- 6.4 Mrp-системы. Erp-системы. Crm-системы.
- 6.5 Электронный бизнес, его классификация. Геоинформационные системы в экономике.
- 6.6 Стандартизация и сертификация прикладного программного обеспечения.
- Тема 7. Системы искусственного интеллекта.
- 7.1 Направления использования систем искусственного интеллекта (ит).
- 7.2 Математические модели и аппаратно-программная реализация систем ии.
- 7.3 Понятие и назначение экспертной системы (эс). Классификация эс.
- Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком.
- Экспертная система должна за приемлемое время (достаточно малое) найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области.
- 7.4 Понятие системы поддержки принятия решений (сппр).
- Тема. 8. Обеспечение безопасности корпоративных информационных систем.
- 8.1 Понятие информационной безопасности.
- 8.2 Угрозы безопасности. Факторы угроз.
- 8.3 Понятие компьютерной преступности. Этапы развития компьютерной преступности.
- 8.4 Программно-техническое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.5 Организационно-экономическое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.6 Правовое обеспечение безопасности информационных систем.
- Глава V состоит из 6 статей: 22-27.
- Тема 9. Проектирование кис.
- 9.1 Жизненный цикл кис. Модели жизненного цикла кис: каскадная, спиральная.
- 9.2 Этапы проектирования кис.
- 9.3 Реинжиниринг бизнес-процессов.
- 9.4 Моделирование бизнес-процессов.
- 9.5 Обзор систем автоматизированного проектирования кис. Case-технологии.
- Вопросы к экзамену
- Литература