6.3 Концепции управления компьютеризированными предприятиями. Cio-менеджмент на современном предприятии.
Благодаря внедрению автоматизированной информационной системы предприятие может получить следующие конкурентные преимущества:
повышается эффективность ключевых процессов: от производства, закупок и продаж до администрирования и управления компанией;
с ее помощью увязываются воедино основные процессы в подразделениях;
ускоряется процесс закрытия финансовой отчетности;
сокращаются издержки за счет централизации и автоматизации ряда процессов;
значительно повышается операционная эффективность компании.
Для того, чтобы предприятие смогло воспользоваться этими преимуществами, необходимо при развитие информационной системы во главу угла поставить обеспечение достижения целей, стоящих перед производственными подразделениями предприятия.
Первые системы, решавшие эту задачу, получили название MRP (Material Requirements Planning — «Планирование потребностей в материалах»).
Постепенно был совершен переход от автоматизации управления производством на уровне локальных задач к интегрированным системам, охватывающим выполнение всех функций управления производством. Итогом этого процесса явились системы, получившие название MRPII (Manufacturing Resource Planning — «Планирование производственных ресурсов»). MRPII представляет собой методологию, направленную на эффективное управление всеми производственными ресурсами предприятия. Она обеспечивает решение задач планирования деятельности предприятия в натуральном и денежном выражении, моделирование возможностей предприятия, отвечая на вопросы типа "Что будет, если..?". Эта методология базируется на ряде крупных взаимосвязанных функциональностей, среди которых:
• Бизнес-планирование (Business Planning — ВР).
• Планирование продаж и деятельности предприятия в целом (Sales and Operations Planning — S&OP).
• Планирование производства (Production Planning — PP).
• Разработка графика выпуска продукции (Master Production Scheduling - MPS).
• Планирование материальных потребностей (Material Requirements Planning — MRP).
• Планирование производственных мощностей (Capacity Requirements Planning — CRP).
• Различные системы оперативного управления производством. Среди них системы, основанные на составлении расписаний работ на цеховом уровне (Shop Floor Control — SFC) и системы поточного производства типа «точно-в-срок» (Just-in-Time - JIT).
Дальнейшим развитием системы MRPII стали системы ERP(Enterprise ResourcePlanning– «Планирование ресурсов предприятия»), CSRP ( «Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем»). В системах класса ERP сделана попытка охватить все службы предприятия, включая логистику, НИиОКР и так далее. Использование ERP содействует объединению, уменьшению числа ненужных операций, сокращению ошибок, улучшает способности к прогнозу и планированию, что может обеспечить значительное сокращение издержек и улучшение процесса производства. ERP оптимизирует прием заказов, планирование производства, закупку, производство, доставку и управление - то есть все внутренние операции. Но если конкурентное преимущество в следующем десятилетии будет определяться созданием и доставкой покупательской ценности, текущая модель ERP недостаточна. Производители должны расширять правила игры и включать нового игрока - покупателя.
Если предпочтения покупателей меняются с беспрецедентной скоростью, то каким образом возможно получать критичную информацию о рынке? Ответ прост ─ интегрировать покупателей с бизнес планированием и исполнительной системой. Таким образом, в системах класса CSRP реализован маркетинговый подход к управлению предприятием.
Синхронизация покупателя и отделов организации, ориентированных на работу с покупателем, с исполнительным и планирующим центром компании обеспечивает способность выявлять благоприятные возможности для создания различий, поддерживающих конкурентные преимущества. Вкрапления в реальном времени требований покупателей в системы ежедневного планирования и производства организации заставляет руководителей предприятий расширять свое внимание за пределы того "как" производить, учитывать критические продуктовые и рыночные факторы. Производители, движимые взаимодействием с покупателем, а не производством, могут создавать преимущества путем развития систематического подхода к оценке:
какие продукты производить
какие услуги предлагать
на какие новые рынки нацеливаться.
Отметим еще одну проблему, существующую на всех предприятиях, которая в какой-то мере решаема с помощью информационных систем. В интеллектуальном капитале выделяются неявные знания (человеческие ресурсы) и явные знания (информационные ресурсы). В какой-то мере возникновение информационного менеджмента связано с необходимостью преобразования на предприятии неявных знаний в явные. Это объясняется тем, что информационные ресурсы значительно легче поддаются капитализации по сравнению с человеческими ресурсами.
Иначе говоря, человеческие ресурсы не могут быть собственностью предприятия. Можно нанять высококлассного специалиста, но нельзя запретить использовать полученные знания, навыки и умения вне организационной структуры, в рамках которой они были получены. Поэтому гораздо эффективнее направить усилия на оптимизацию информационных ресурсов, сделать так, чтобы опыт и знания профессионалов становились достоянием организации, причем независимо от того, связывают ли эти люди свое будущее с ней или нет. Это намного более действенный способ создания зрелой корпоративной культуры в современных условиях, чем попытка строить работу организации на основании возможностей конкретных сотрудников. Тем самым будет формироваться конкурентное преимущество предприятия, в меньшей степени зависящее от человеческих ресурсов.
Цель современного менеджмента – капитализация знаний, что достигается как путем развития человеческих ресурсов предприятия, так и эффективным информационным менеджментом, то есть управлением информационными ресурсами.
- Г.Г. Волков, о.Ю. Глинский
- Тема 9. Проектирование кис. 74
- Тема 1. Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем.
- 1.1 Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.
- 1.2 Понятие информационной системы
- 1.3 Корпоративные информационные системы. Принципы организации корпоративных информационных систем.
- 1.4. Корпоративные информационные технологии. Технологии клиент/сервер. Управление распределенными вычислениями.
- 1.5. Структура корпоративной информационной системы. Требования к кис.
- Тема 2. Информационные ресурсы корпоративных информационных систем
- 2.1 Источники информации в информационной системе. Информационные модели объекта правления. Информационные массивы и потоки.
- 2.2 Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.
- 2.3 Информационные ресурсы. Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. Информационные ресурсы Республики Беларусь.
- Тема 3. Техническое обеспечение систем обработки экономической информации
- 3.1 Технические средства корпоративных информационных систем, их классификация
- 3.2 Технические средства автоматизации производственных процессов.
- 3.3 Системное программное обеспечение. Переносимость, масштабируемость, мобильность, режимы обработки информации и другие характеристики операционных систем. Стандарты в области операционных систем.
- 3.4 Операционная среда.
- Тема 4. Сетевое обеспечение корпоративных информационных систем.
- 4.1 Корпоративные сети. Характеристики корпоративных компьютерных сетей.
- 4.2 Администрирование компьютерных сетей.
- 4.3 Internet/Intranet в корпоративных информационных системах.
- 4.4 Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.
- Тема 5. Корпоративные базы данных
- 5.1 Корпоративные базы данных. Основные требования к базам данных в рамках корпоративных информационных систем.
- 5.2 Масштабируемость и другие характеристики корпоративных баз данных. Хранилища данных.
- 5.3 Субд и структурные решения в корпоративных системах.
- 5.4 Технологии Internet/Intranet и корпоративные решения по доступу к базам данных.
- Тема 6. Прикладное программное обеспечение в корпоративных информационных системах
- 6.1 Обеспечение совместимости программного обеспечения в корпоративных системах.
- 6.2 Открытость, модульность, мобильность и масштабируемость программного обеспечения.
- 6.3 Концепции управления компьютеризированными предприятиями. Cio-менеджмент на современном предприятии.
- 6.4 Mrp-системы. Erp-системы. Crm-системы.
- 6.5 Электронный бизнес, его классификация. Геоинформационные системы в экономике.
- 6.6 Стандартизация и сертификация прикладного программного обеспечения.
- Тема 7. Системы искусственного интеллекта.
- 7.1 Направления использования систем искусственного интеллекта (ит).
- 7.2 Математические модели и аппаратно-программная реализация систем ии.
- 7.3 Понятие и назначение экспертной системы (эс). Классификация эс.
- Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком.
- Экспертная система должна за приемлемое время (достаточно малое) найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области.
- 7.4 Понятие системы поддержки принятия решений (сппр).
- Тема. 8. Обеспечение безопасности корпоративных информационных систем.
- 8.1 Понятие информационной безопасности.
- 8.2 Угрозы безопасности. Факторы угроз.
- 8.3 Понятие компьютерной преступности. Этапы развития компьютерной преступности.
- 8.4 Программно-техническое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.5 Организационно-экономическое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.6 Правовое обеспечение безопасности информационных систем.
- Глава V состоит из 6 статей: 22-27.
- Тема 9. Проектирование кис.
- 9.1 Жизненный цикл кис. Модели жизненного цикла кис: каскадная, спиральная.
- 9.2 Этапы проектирования кис.
- 9.3 Реинжиниринг бизнес-процессов.
- 9.4 Моделирование бизнес-процессов.
- 9.5 Обзор систем автоматизированного проектирования кис. Case-технологии.
- Вопросы к экзамену
- Литература