2.2 Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач:
однозначного и экономичного представления информации в системе (на основе кодирования объектов);
организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами (на основе классификации объектов);
организации взаимодействия пользователей с системой (на основе экранных форм ввода-вывода данных);
обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации (на основе унифицированной системы документации).
Информационное обеспечение ИС включает два комплекса: внемашинное информационное обеспечение (классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы) и внутримашинное информационное обеспечение (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структуры информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных). Под электронными формами документов понимается не изображение бумажного документа, а изначально электронная (безбумажная) технология работы; она предполагает появление бумажной формы только в качестве твердой копии документа.
К недостаткам электронных документов можно отнести неполную юридическую проработку процесса их утверждения или подписания. Технология обработки электронных документов требует использования специализированного программного обеспечения — программ управления документооборотом, которые зачастую встраиваются в корпоративные ИС.
К информационному обеспечению предъявляются следующие общие требования:
информационное обеспечение должно быть достаточным для поддержания всех автоматизируемых функций объекта;
для кодирования информации должны использоваться принятые у заказчика классификаторы;
для кодирования входной и выходной информации, которая используется на высшем уровне управления, должны быть использованы классификаторы этого уровня;
должна быть обеспечена совместимость с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с разрабатываемой системой;
формы документов должны отвечать требованиям корпоративных стандартов заказчика (или унифицированной системы документации);
структура документов и экранных форм должна соответствовать характеристикам терминалов на рабочих местах конечных пользователей;
графики формирования и содержание информационных сообщений, а также используемые аббревиатуры должны быть общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком;
в ИС должны быть предусмотрены средства контроля входной и результатной информации, обновления данных в информационных массивах, контроля целостности информационной базы, защиты от несанкционированного доступа.
.
- Г.Г. Волков, о.Ю. Глинский
- Тема 9. Проектирование кис. 74
- Тема 1. Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем.
- 1.1 Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.
- 1.2 Понятие информационной системы
- 1.3 Корпоративные информационные системы. Принципы организации корпоративных информационных систем.
- 1.4. Корпоративные информационные технологии. Технологии клиент/сервер. Управление распределенными вычислениями.
- 1.5. Структура корпоративной информационной системы. Требования к кис.
- Тема 2. Информационные ресурсы корпоративных информационных систем
- 2.1 Источники информации в информационной системе. Информационные модели объекта правления. Информационные массивы и потоки.
- 2.2 Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.
- 2.3 Информационные ресурсы. Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. Информационные ресурсы Республики Беларусь.
- Тема 3. Техническое обеспечение систем обработки экономической информации
- 3.1 Технические средства корпоративных информационных систем, их классификация
- 3.2 Технические средства автоматизации производственных процессов.
- 3.3 Системное программное обеспечение. Переносимость, масштабируемость, мобильность, режимы обработки информации и другие характеристики операционных систем. Стандарты в области операционных систем.
- 3.4 Операционная среда.
- Тема 4. Сетевое обеспечение корпоративных информационных систем.
- 4.1 Корпоративные сети. Характеристики корпоративных компьютерных сетей.
- 4.2 Администрирование компьютерных сетей.
- 4.3 Internet/Intranet в корпоративных информационных системах.
- 4.4 Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.
- Тема 5. Корпоративные базы данных
- 5.1 Корпоративные базы данных. Основные требования к базам данных в рамках корпоративных информационных систем.
- 5.2 Масштабируемость и другие характеристики корпоративных баз данных. Хранилища данных.
- 5.3 Субд и структурные решения в корпоративных системах.
- 5.4 Технологии Internet/Intranet и корпоративные решения по доступу к базам данных.
- Тема 6. Прикладное программное обеспечение в корпоративных информационных системах
- 6.1 Обеспечение совместимости программного обеспечения в корпоративных системах.
- 6.2 Открытость, модульность, мобильность и масштабируемость программного обеспечения.
- 6.3 Концепции управления компьютеризированными предприятиями. Cio-менеджмент на современном предприятии.
- 6.4 Mrp-системы. Erp-системы. Crm-системы.
- 6.5 Электронный бизнес, его классификация. Геоинформационные системы в экономике.
- 6.6 Стандартизация и сертификация прикладного программного обеспечения.
- Тема 7. Системы искусственного интеллекта.
- 7.1 Направления использования систем искусственного интеллекта (ит).
- 7.2 Математические модели и аппаратно-программная реализация систем ии.
- 7.3 Понятие и назначение экспертной системы (эс). Классификация эс.
- Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком.
- Экспертная система должна за приемлемое время (достаточно малое) найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области.
- 7.4 Понятие системы поддержки принятия решений (сппр).
- Тема. 8. Обеспечение безопасности корпоративных информационных систем.
- 8.1 Понятие информационной безопасности.
- 8.2 Угрозы безопасности. Факторы угроз.
- 8.3 Понятие компьютерной преступности. Этапы развития компьютерной преступности.
- 8.4 Программно-техническое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.5 Организационно-экономическое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.6 Правовое обеспечение безопасности информационных систем.
- Глава V состоит из 6 статей: 22-27.
- Тема 9. Проектирование кис.
- 9.1 Жизненный цикл кис. Модели жизненного цикла кис: каскадная, спиральная.
- 9.2 Этапы проектирования кис.
- 9.3 Реинжиниринг бизнес-процессов.
- 9.4 Моделирование бизнес-процессов.
- 9.5 Обзор систем автоматизированного проектирования кис. Case-технологии.
- Вопросы к экзамену
- Литература