6.4 Mrp-системы. Erp-системы. Crm-системы.
Информационные системы класса MRP
С проблемой планирования деятельности предприятия разработчики информационных систем столкнулись еще в 1960-е гг. Тогда была разработана методология планирования потребностей в материалах MRP (Material Requirements Planning).Реализация системы, работающей по этой методологии представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки материалов комплектующих, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Основною целью, которую преследовали разработчики, являлась минимизация издержек, появляющихся на производстве. До появленияMRPсистем для учета и отслеживания запасов применялись карточки складского учета, в которых указывалось поступление материалов на склад, их отпуск со склада, а также их остаток. Как правило, информация с карточек дублировалась в книгах учета движения материалов. Скорость реагирования такой системы была крайне невысокой и, в силу специфики регистрации информации, приводила к значительному количеству ошибок и неточностей.
Важную роль в системах MRP играет спецификация изделия, представляющая собой перечень сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства конечного изделия, с указанием нормативов по их использованию, а также иерархическое описание структуры конечного изделия.
На основе плана производства, спецификации изделия и учета технологических особенностей производства осуществляется расчет потребностей в материалах. Потом составляется план закупок и производства. Что очень важно, в систему вводятся фиксированные сроки исполнения. Общая функциональная схема MRPсистемы показана на рис.1
Рис.1. Общая функциональная схема MRPсистемы.
Методы планирования MRPстали учитывать информацию о составе изделия, состоянии складов и незавершенного производства, а также заказов и планов-графиков производства.
Информационной системой класса MRPзаказы упорядочиваются, например, по приоритетам или по срокам отгрузки; формируется объемный план-график производства который обычно создается по группам продукции и может быть использован для планирования загрузки производственных мощностей; для каждого изделия, попавшего в план-график производства, состав изделия “детализируются” до уровня заготовок, полуфабрикатов, узлов и комплектующих изделий; в соответствии с планом-графиком производства определяется график выпуска узлов и полуфабрикатов, а также оценивается потребность в материалах и комплектующих изделиях, и назначаются сроки их поставки в производственные подразделения.
Алгоритм MRP не только выдает заказы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать производственные задания с учетом изменяющейся потребности в готовых изделиях. Следует отметить, что методыMRPприменимы не на каждом типе производстве.
Пример:
Методы MRP получили распространение в США и практически не применялись в Японии. Дело в том, что японские методы управления в машиностроении в основном были ориентированы на массовое производство, а американские — на мелкосерийное. В условиях мелкосерийного производства может меняться номенклатура и структура заказов. Изменение потребностей в готовой продукции ведет к изменению потребностей в комплектующих изделиях, сырье и материалах. В массовом производстве можно достаточно эффективно использовать более простые, объемные методы учета и планирования.
Информационные системы класса ERP
Понятие ERPбыло впервые введено в начале 1990 – х годов.
Главная цель концепции ERP - распространить принципы MRP II на управление современными корпорациями. Концепция ERP представляет собой надстройку над методологией MRP II. Не внося никаких изменений в механизм планирования производственных ресурсов, она позволяет решить ряд дополнительных задач, связанных с усложнением структуры компании.
Корпоративные информационные системы (КИС)(англ.ERP -Enterprise Resource Planning) - это комплекс интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов предприятия. КИС включает в себя определенный набор подсистем, связанных с деятельностью предприятия: финансы, снабжение и сбыт, хранение, производство и т.д.
Основные особенности информационных систем класса ERP:
универсальность с точки зрения типов производств;
поддержка многозвенного производственного планирования;
более широкая (по сравнению с MRP II) сфера интегрированного планирования ресурсов;
включение в систему мощного блока планирования и учета корпоративных финансов;
внедрение в систему средств поддержки принятия решений.
Универсальность. Даже на обычном предприятии (не говоря уже о корпорации) могут сосуществовать производства различных типов. Например, у предприятия с основным производством непрерывного типа может быть вспомогательное производство, содержащее ремонтно-механические цеха, ориентированные на дискретный производственный цикл. Кроме того, предприятие может инициировать новое производство, что подразумевает проектное планирование и управление. Для поддержки планирования и управления всем предприятием в целом, информационная система должна "уметь" работать с каждым из этих типов производств.
Поэтому системы класса ERP содержат набор модулей, каждый из которых специализирован на определенном типе производства.
Многозвенное производственное планирование.Большие производственные объединения, распределенные территориально, могут состоять из обособленных структурных подразделений или филиалов (звеньев). Каждый филиал, как правило, имеет отдельный законченный производственный процесс. Однако зачастую подразделения связаны между собой цепочкой поставок некоторых единиц продукции. Это усложняет процесс планирования деятельности, как отдельных подразделений, так и всего производственного объединения. Чтобы предотвратить простои и перегрузки отдельных производств из-за не поставленных во время деталей, план-графики закупок/производства различных производственных подразделений компании должны быть согласованы между собой.
Расширение сферы интегрированного планирования ресурсовВ классических MRP II-системах интегрированное планирование ресурсов охватывало лишь производственные, складские, снабженческие и сбытовые подразделения предприятия. Действия других тесно связанных с производственным процессом подразделений и служб (например, ремонтных, транспортных) не вовлекались в планирование. Точно так же за кадром оставались проектные работы. ERP-системы позволяют вовлечь в сферу интегрированного планирования ресурсов все подразделения предприятия, так или иначе эти ресурсы использующие. Это позволяет достичь оптимизации бизнес-операций предприятия, а также координации действий всех служб и подразделений для обеспечения их эффективной работы.
Планирование и учет корпоративных финансов.Реализация в ERP-системах поддержки планирования ресурсов разветвленной корпорации влечет необходимость усиления финансового блока, реализации управления сложными финансовыми потоками и возможности корпоративной консолидации. Поэтому в ERP-системы входят мощные системы управления корпоративными финансами.
Включение в системы мощных средств поддержки принятия решений.Поскольку управленческие решения принимаются людьми, то сама по себе ERP-система не является инструментом для принятия управленческих решений, она лишь поставляет необходимую для этого информацию.
Сразу следует отметить, что хотя для внедрения ERP-системосновными является производственные предприятия, такие системы развиваются в связи с запросами рынка: добавляются новые функциональности, решения переносятся на новые технологические платформы.
CRM - концепция
После появления крупных супер-маркетов и торговых автоматов стало наблюдаться обезличивание клиентов, что стало приводить к падению продаж. Для сохранения конкурентоспособности в последние годы принципы персонализации и заботы о потребителе стали возвращаться, воплотившись в концепции CRM.
CRM- Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентом) - провозглашает вместо заботы об обезличенных потребителях заботу о потребителе. Причем, о каждом индивидуально. Собираемая и обрабатываемая информация о клиенте (например, история его покупок, потребности и предпочтения) используется для того, чтобы более точно специфицированное предложение было с большой долей вероятности принято клиентом. Естественно, что при наличии большого числа клиентов, подобный подход реализуется с использованием информационных технологий как вспомогательного инструмента.
CRM-концепция требует более совершенных подходов, ориентированных на потребителя, целью которых является развитие бизнеса как такового. Таким образом, CRM подразумевает управление маркетинг - процессами, продажами, производством, разработками и т.д.
В реализацию CRM-концепции должно быть вовлечено (в прямой или опосредованной форме) большинство корпоративных служб и подразделений - маркетинг, производство, служба клиентской поддержки, территориальные подразделения продаж и службы сервиса.
Сегодня CRM-концепция объединяет все системы, имеющие отношение к контактам с клиентом: управление территориальными продажами, клиентскую поддержку, управление маркетингом и продажами, управление деятельностью, направленной на продвижение продукта.
Традиционные маркетинговые стратегии, ориентированные на увеличение доли продукта в рыночной массе, как правило, базируются на так называемом принципе ПППС: "продукт - позиционирование - продвижение - стоимость". Главные усилия в этом случае сосредотачиваются на увеличении количества сделок между продавцом и покупателем, а объем сделок отражает успех воплощения маркетинговой стратегии в практической деятельности компании.
CRM-концепция непосредственно не может быть увязана с увеличением количества сделок. В ее задачи входит увеличение доходности, прибыльности системы продаж и повышение клиентской удовлетворенности. В рамках этой концепции компания, используя имеющиеся в ее распоряжении инструменты, технологии и подходы, совершенствует взаимоотношения с клиентами в целях увеличения объемов продаж. С этой точки зрения CRM в процедурном плане скорее является бизнес процессом, чем технологией. Само понятие CRM - управление взаимоотношениями с клиентом - определяет основные бизнес-функции этих систем.
Борьба за клиента велась всегда и будет продолжаться, пока существуют рыночные отношения. Однако с точки зрения экономической выгоды, гораздо дешевле поддержать взаимоотношения с постоянным покупателем, чем найти нового.
В пользу этого говорят несколько широко известных фактов.
Принцип Парето утверждает, что около восьмидесяти процентов дохода компании обеспечивается двадцатью процентами ее клиентов.
В продажах промышленных товаров торговому представителю в среднем требуется от десяти обращений к новым потенциальным покупателям, чтобы продать единицу товара, и лишь 2-3 обращения к уже существующим клиентам.
Заключить сделку с уже имеющимся клиентом легче (следовательно, дешевле) в 5-10 раз, чем добиться этой же сделки с новым покупателем.
Среднестатистический клиент, разочарованный в своем поставщике, рассказывает о своих злоключениях десяти знакомым.
Увеличение доли постоянных покупателей на 5 процентов выражается в общем увеличении объемов продаж более чем на 25%.
Такие традиционные стимуляторы потребительского спроса, как реклама в средствах массовой информации или прямая почтовая рассылка каталогов и предложений фирмы, в настоящее время имеют тенденцию к снижению эффективности воздействия, по сравнению с минувшим десятилетним периодом. К тому же, воздействие подобных мероприятий носит неорганизованный характер: они охватывают как потенциальных заказчиков, так и тех респондентов, которые никогда не станут клиентами компании.
В материальном отношении преимущества CRM-концепции можно охарактеризовать следующим образом:
Повышение чувства удовлетворения у клиента. Сделать процедуру продажи настолько приятной, чтобы клиент обратился за новой покупкой только к Вам.
Снижение расходов на сопровождение продаж и дистрибуцию.
Определить цели в рекламе таким образом, чтобы повысить вероятность принятия предложения Вашей компании потенциальным покупателем.
Использовать Интернет-решения для того, чтобы снизить долю прямых персональных продаж и количество дистрибьюторских каналов.
Управлять взаимоотношениями с клиентом, вместо того чтобы управлять продукцией (это потребует коренных изменений в маркетинговой концепции компании).
Снижение расходов на клиентское сопровождение.
Сделать максимально доступной всю информацию о продуктах сотрудникам подразделения обслуживания, чтобы они смогли ответить на любой вопрос клиента.
Автоматизация консультативного центра позволит торговым представителям получать своевременную информацию по истории продаж и взаимоотношений с клиентом, что увеличит объемы дополнительных и перекрестных продаж.
Следует отметить, что такие признанные авторитеты IT-рынка, как IBM, Oracle, Microsoftвключают в свои СУБД программные продукты, реализующиеCRM- концепцию.
- Г.Г. Волков, о.Ю. Глинский
- Тема 9. Проектирование кис. 74
- Тема 1. Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем.
- 1.1 Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.
- 1.2 Понятие информационной системы
- 1.3 Корпоративные информационные системы. Принципы организации корпоративных информационных систем.
- 1.4. Корпоративные информационные технологии. Технологии клиент/сервер. Управление распределенными вычислениями.
- 1.5. Структура корпоративной информационной системы. Требования к кис.
- Тема 2. Информационные ресурсы корпоративных информационных систем
- 2.1 Источники информации в информационной системе. Информационные модели объекта правления. Информационные массивы и потоки.
- 2.2 Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.
- 2.3 Информационные ресурсы. Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. Информационные ресурсы Республики Беларусь.
- Тема 3. Техническое обеспечение систем обработки экономической информации
- 3.1 Технические средства корпоративных информационных систем, их классификация
- 3.2 Технические средства автоматизации производственных процессов.
- 3.3 Системное программное обеспечение. Переносимость, масштабируемость, мобильность, режимы обработки информации и другие характеристики операционных систем. Стандарты в области операционных систем.
- 3.4 Операционная среда.
- Тема 4. Сетевое обеспечение корпоративных информационных систем.
- 4.1 Корпоративные сети. Характеристики корпоративных компьютерных сетей.
- 4.2 Администрирование компьютерных сетей.
- 4.3 Internet/Intranet в корпоративных информационных системах.
- 4.4 Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.
- Тема 5. Корпоративные базы данных
- 5.1 Корпоративные базы данных. Основные требования к базам данных в рамках корпоративных информационных систем.
- 5.2 Масштабируемость и другие характеристики корпоративных баз данных. Хранилища данных.
- 5.3 Субд и структурные решения в корпоративных системах.
- 5.4 Технологии Internet/Intranet и корпоративные решения по доступу к базам данных.
- Тема 6. Прикладное программное обеспечение в корпоративных информационных системах
- 6.1 Обеспечение совместимости программного обеспечения в корпоративных системах.
- 6.2 Открытость, модульность, мобильность и масштабируемость программного обеспечения.
- 6.3 Концепции управления компьютеризированными предприятиями. Cio-менеджмент на современном предприятии.
- 6.4 Mrp-системы. Erp-системы. Crm-системы.
- 6.5 Электронный бизнес, его классификация. Геоинформационные системы в экономике.
- 6.6 Стандартизация и сертификация прикладного программного обеспечения.
- Тема 7. Системы искусственного интеллекта.
- 7.1 Направления использования систем искусственного интеллекта (ит).
- 7.2 Математические модели и аппаратно-программная реализация систем ии.
- 7.3 Понятие и назначение экспертной системы (эс). Классификация эс.
- Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком.
- Экспертная система должна за приемлемое время (достаточно малое) найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области.
- 7.4 Понятие системы поддержки принятия решений (сппр).
- Тема. 8. Обеспечение безопасности корпоративных информационных систем.
- 8.1 Понятие информационной безопасности.
- 8.2 Угрозы безопасности. Факторы угроз.
- 8.3 Понятие компьютерной преступности. Этапы развития компьютерной преступности.
- 8.4 Программно-техническое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.5 Организационно-экономическое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.6 Правовое обеспечение безопасности информационных систем.
- Глава V состоит из 6 статей: 22-27.
- Тема 9. Проектирование кис.
- 9.1 Жизненный цикл кис. Модели жизненного цикла кис: каскадная, спиральная.
- 9.2 Этапы проектирования кис.
- 9.3 Реинжиниринг бизнес-процессов.
- 9.4 Моделирование бизнес-процессов.
- 9.5 Обзор систем автоматизированного проектирования кис. Case-технологии.
- Вопросы к экзамену
- Литература