logo search
диплом / Диплом Вавилов

2.4 Преимущества экспертных систем

Само собою напрашивается вопрос: зачем разрабатывать экспертные системы? Не лучше ли обратиться к человеческому опыту? Однако искус­ственная компетентность ЭС имеет ряд существенных преимуществ перед человеческой. Они представлены ниже в (таблице 1).

Таблица 1.

Человеческая компетентность

Искусственная компетентность

Человеческая компетенция ослабевает со временем. Перерыв в деятельности человека-эксперта может серьёзно отразиться на его профессиональных качествах. Не постоянная.

Постоянная

Передача знаний от одного человека другому – долгий и дорогой процесс.

Передача искусственной информации – это простой процесс копирования программы или файла данных.

Трудно документируемая

Легко документируемая, т.к. способ представления искусственной компетентности в си­стеме отображен в описании этого представления на естественном языке.

Непредсказуемая, зависящая от эмоций. Эксперт-человек может принимать разные решения в тождественных ситуа­циях из-за эмоций, забыть в кризисной ситуации важное правило.

Устойчивая. Экспертные системы устойчивы к «помехам». Результаты экспертной системы – стабильны.

Дорогая. Эксперты, особенно высококвалифицированные обходятся очень дорого.

Экспертные системы, наоборот, сравнительно недороги. Их разработка дорога, но они дёшевы в эксплуатации.

Вот несколько примеров того, как ЭС позволяют сэкономить финансовые ресурсы. AmericanExpress сократила свои потери на $27 млн в год благодаря ЭС, определяющей целесообразность выдачи или отказа в кредите той или иной фирме. Компания DEC ежегодно экономит $70 млн., используя системуXCON/XSEL, которая по заказу покупателя составляет конфигурацию вычислительной системы VAX. Компания Sira сократила затраты на строительство трубопровода в Австралии на $40 млн. за счет ЭС, управляющей трубопроводом. Бортовая ЭС на транспортном самолете позволяет снизить эксплуатационные расходы до $150 млн. за весь срок его эксплуатации.

Но обычно ЭС исполь­зуются как советчики экспертов-людей, не заменяя их. "…Вероятно, можно отказаться от наиболее квалифицированного эксперта, но во многих ситуациях необходимо оставить в системе место для эксперта со средней квалификацией. Экспертные системы ис­пользуются при этом для усиления и расширения профессио­нальных возможностей такого пользователя” (Уотермен, "Руководство по экспертным системам”).

Все же в некоторых видах деятельности человеческая компетентность превосходит искус­ственную. Это не есть отражение фундаментальных ограниче­ний ИИ, но характерно для его современного состояния.

Человеческая компетентность

Искусственная компетентность

Творческая, использующая воображение, аналогии с ситуациями из других предметных областей.

Запрограммированная, ЭС тяготеет к рутинному поведению.

Приспосабливающаяся

Нуждается в подсказке, мало приспособлена к обучению новым концепциям и правилам.

Использует чувственное вос­приятие визуальной, зву­ковой, осязательной или обонятельной информации.

Использует символьный ввод

Широкая по охвату

Узконаправленная

Использует общедоступные знания.

Человек использует огромный объем общедоступных зна­ний, которые почти невозможно встроить в ЭС.

Использует только специализиро­ванные знания.

Таблица 2.