2.4 Преимущества экспертных систем
Само собою напрашивается вопрос: зачем разрабатывать экспертные системы? Не лучше ли обратиться к человеческому опыту? Однако искусственная компетентность ЭС имеет ряд существенных преимуществ перед человеческой. Они представлены ниже в (таблице 1).
Таблица 1.
Человеческая компетентность | Искусственная компетентность |
Человеческая компетенция ослабевает со временем. Перерыв в деятельности человека-эксперта может серьёзно отразиться на его профессиональных качествах. Не постоянная. |
Постоянная |
Передача знаний от одного человека другому – долгий и дорогой процесс. | Передача искусственной информации – это простой процесс копирования программы или файла данных. |
Трудно документируемая | Легко документируемая, т.к. способ представления искусственной компетентности в системе отображен в описании этого представления на естественном языке. |
Непредсказуемая, зависящая от эмоций. Эксперт-человек может принимать разные решения в тождественных ситуациях из-за эмоций, забыть в кризисной ситуации важное правило. | Устойчивая. Экспертные системы устойчивы к «помехам». Результаты экспертной системы – стабильны. |
Дорогая. Эксперты, особенно высококвалифицированные обходятся очень дорого. | Экспертные системы, наоборот, сравнительно недороги. Их разработка дорога, но они дёшевы в эксплуатации. |
Вот несколько примеров того, как ЭС позволяют сэкономить финансовые ресурсы. AmericanExpress сократила свои потери на $27 млн в год благодаря ЭС, определяющей целесообразность выдачи или отказа в кредите той или иной фирме. Компания DEC ежегодно экономит $70 млн., используя системуXCON/XSEL, которая по заказу покупателя составляет конфигурацию вычислительной системы VAX. Компания Sira сократила затраты на строительство трубопровода в Австралии на $40 млн. за счет ЭС, управляющей трубопроводом. Бортовая ЭС на транспортном самолете позволяет снизить эксплуатационные расходы до $150 млн. за весь срок его эксплуатации.
Но обычно ЭС используются как советчики экспертов-людей, не заменяя их. "…Вероятно, можно отказаться от наиболее квалифицированного эксперта, но во многих ситуациях необходимо оставить в системе место для эксперта со средней квалификацией. Экспертные системы используются при этом для усиления и расширения профессиональных возможностей такого пользователя” (Уотермен, "Руководство по экспертным системам”).
Все же в некоторых видах деятельности человеческая компетентность превосходит искусственную. Это не есть отражение фундаментальных ограничений ИИ, но характерно для его современного состояния.
Человеческая компетентность
| Искусственная компетентность |
Творческая, использующая воображение, аналогии с ситуациями из других предметных областей. | Запрограммированная, ЭС тяготеет к рутинному поведению. |
Приспосабливающаяся | Нуждается в подсказке, мало приспособлена к обучению новым концепциям и правилам. |
Использует чувственное восприятие визуальной, звуковой, осязательной или обонятельной информации. | Использует символьный ввод |
Широкая по охвату | Узконаправленная |
Использует общедоступные знания. Человек использует огромный объем общедоступных знаний, которые почти невозможно встроить в ЭС. | Использует только специализированные знания. |
Таблица 2.
- Аннотация
- Содержание
- Постановка задачи
- Требования к теоретической части
- Требования к практической части
- 1. Системный анализ предметной области
- 1.1 Основные понятия
- 1.2 Принципы создания электронных курсов
- 1.3 Описание программных и языковых средств разработки
- 1.4 Описание среды BlackBoard Learn
- 1.5 Описание языка программирования Java
- 1.6 Описание языка программирования JavaScript
- 1.7 Описание объектной модели браузераMsInternetExplorer
- 2. Экспертные системы
- 2.1 Назначение экспертных систем
- 2.2 Структура экспертных систем
- 2.3 Этапы разработки экспертных систем
- 2.4 Преимущества экспертных систем
- 2.5. Особенности экспертных систем
- 2.6 Области применения экспертных систем
- 3.Проектирование компьюторной обучающей системы «экспертные системы» в среду blackboard
- 3.1 Технология создания кос «Экспертные системы»
- 3.2 Технология загрузки теста кос «Экспертные системы»
- 4. Руководство пользователя
- 4.1 Аппаратно технические требования
- 4.1.1 Минимальная аппаратная комплектация компьютера
- 4.1.2 Поддерживаемые операционные системы
- 4.1.3 Требования к совместимости с веб-браузерами
- Приложение Лабораторная работа № 1 Создание интерфейса эс
- 1.1. Краткие общие сведения по созданию Интерфейса пользователя
- 1.2. Организация диалога пользователя с эс
- 1.3. Реализация работы решателя в соответствии с ответами пользователя
- 1.4. Порядок проведения Лабораторной работы № 2
- 1.5. Контрольные вопросы к Лабораторной работе № 1
- Заключение
- Литература