Жизненный цикл разработки систем. Основные стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла.
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов.
Модель жизненного цикла отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления.
Модель жизненного цикла – структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.
Стадии жизненного цикла:
-
Анализ (разработка требований к ИС).
-
Проектирование (создание системы на логическом уровне).
-
Реализация (программирование, т.е. реализация на физическом уровне).
-
Внедрение (тестирование).
-
Эксплуатация (ввод в действие).
В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла:
-
Каскадная модель (характерна для периода 1970-1985 гг.). Предусматривает последовательное выполнение всех стадий проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующую стадию означает полное завершение работ на предыдущей стадии.
Можно выделить следующие положительные стороны применения каскадного подхода:
-
на каждой стадии формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
-
выполняемые в логической последовательности стадии работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.
Основным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс создания системы никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим стадиям и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ИС оказывается соответствующим итерационной модели.
-
Итерационная модель. Это каскадная модель с промежуточным контролем. Ошибки или недоработки предыдущих стадий, обнаруженные на последующих стадиях, устраняются путем возврата к предыдущим стадиям, т.е. итерационным путем.
Однако и эта модель не позволяет оперативно учитывать возникающие изменения и уточнения требований к системе. Согласование результатов разработки с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждой стадии работ, а общие требования к ИС зафиксированы в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи зачастую получают систему, не удовлетворяющую их реальным потребностям.
-
Спиральная модель. На каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество, и планируются работы следующего витка. Особое внимание уделяется начальным стадиям разработки – анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов (макетирования).
Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который удовлетворяет действительным требованиям заказчика и доводится до реализации.
Спиральная модель позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем и решить главную задачу – как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.
На спиральной модели основана технология быстрой разработки приложений (RAD-технология).
Основная проблема спирального цикла – определение момента перехода на следующую стадию. Для ее решения вводятся временные ограничения на каждой из стадий жизненного цикла, и переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. Планирование производится на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.
- Понятие распределенной информационной системы. Распределенные базы данных. Принципы создания и функционирования распределенных баз данных.
- Прозрачные свойства распределенных баз данных. Прозрачность фрагментации, местоположения, локального отображения.
- Системы управления распределенными базами данных: понятие, функциональные возможности, типы. Преимущества и недостатки систем управления распределенными базами данных.
- Архитектура клиент-сервер. Основные правила архитектуры клиент-сервер. Модели распределений.
- Модели архитектуры клиент-сервер: rda-модель, dbs-модель, as-модель. Преимущества и недостатки.
- Фрагментация. Основные концепции фрагментации данных. Виды фрагментации.
- Репликация. Понятие согласованного распределенного набора данных. Варианты репликации. Протокол репликации rowa.
- Технологии доступа к данным: odbc, jdbc, ole db, ado, dao, bde.
- Транзакция, ее свойства. Модель транзакции в стандарте sql. Журнализация транзакций.
- Понятие распределенной транзакции. Мониторы обработки транзакций.
- Параллельное выполнение транзакций. Управление параллельным выполнением транзакций. Проблемы и решения по организации управления параллельным выполнением в распределенной среде.
- Механизм блокировок. Виды блокировок. Централизованное блокирование, блокирование первичных копий и распределенное блокирование. Блокировка
- Метки времени
- Оптимистические методы
- Понятие проекта информационной системы, его структура. Экономико-организационные и информационно-технологические принципы проектирования информационных систем.
- 1. Экономико-организационные
- 2. Информационно-технологические
- Жизненный цикл разработки систем. Основные стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла.
- Каноническое проектирование информационных систем. Стадии процесса проектирования информационных систем.
- Состав работ на предпроектных стадиях проектирования системы. Обследование информационной системы. Описание постановки задачи. Техническое задание.
- Состав работ на стадиях технического и рабочего проектирования информационной системы.
- Состав работ на стадиях ввода в действие и сопровождения информационной системы.
- Case-технологии, основные принципы. Этапы создания информационной системы на основе case-технологии. Факторы эффективности case-технологии.
- Case-средства, их классификация. Примеры case-средств и их характеристика.
- Типовое проектирование информационных систем. Классификация, примеры типовых информационных систем и их характеристика.
- Проектирование системы управления в Business Studio.
- 29. Возможности и реализуемые стандарты современного пакета бизнес- моделирования Business Studio.
- 28. Основные задачи администратора базы данных: