Проектирование системы управления в Business Studio.
Любой собственник компании желает управлять своим бизнесом с наибольшей эффективностью. Это значит, что компания должна контролировать и планировать свои расходы и доходы, и быть конкурентоспособной на рынке.
Управлением называется сознательное целенаправленное информационное воздействие посредством управляющей части с целью перевода объекта управления из одного состояния в другое.
Исходя из этого определения, можно выделить основные элементы системы управления организацией. Целевое состояние объектов управления задает система целей и показателей, деятельность по приведению объектов управления в нужное состояние описывается с помощью модели бизнес-процессов, исполнители этой деятельности определяются организационной структурой
Система управления компанией – совокупность взаимосвязанных элементов, основными из которых являются:
-
система целей и показателей,
-
модель бизнес-процессов,
-
организационная структура управления.
Проектировать систему управления компанией можно только после того, как:
-
мы определим, что необходимо достигнуть компании, т.е. цели компании и как будет определяться достижение целей, т.е. станет ясна стратегия компании.
-
в ходе проектирования дается ответ не на вопросы «что делает то или иное подразделение», а «что должно делаться для достижения той или иной цели». Необходимо определить процесс их достижения, т.е. «Что?», «Когда?» (в некоторых случаях и «Как?») необходимо для этого делать. На эти вопросы должна отвечать модель бизнес-процессов.
-
«Кто?» это будет делать. Для реализации стратегии и выполнения бизнес-процессов создается организационная структура.
-
У руководства должен быть механизм контроля за этим процессом и возможность управления им.
Стратегическая цель – это главная цель, достижение которой наиболее важно для выживания организации, для ее успеха.
Достижение стратегической цели определяется оперативными целями.
Цель – это измеримый результат, который ожидается достичь в краткосрочный период для того чтобы реализовать стратегическую (долгосрочную) цель. Цели определяют, как будет выполняться стратегия – какие результаты и когда должны быть достигнуты. Цели, как правило, относятся к одной из перспектив развития компании.
Основная цель – цель, которую ставит собственник компании (или группа собственников, или акционеры) и только он.
Цели, которые может поставить собственник в зависимости от своих потребностей, можно разделить на три типа:
-
Финансовые цели (Генерация заданного уровня прибыли в квартал).
-
Системные цели.
Цели, которые должна достигать организация для обеспечения функционирования системы. Например, если компания сталкивается с отсутствием необходимого количества грамотных специалистов той профессии, которая жизненно важна для ее бизнеса, она создает своё учебное заведение. Перед этим учебным заведением ставится цель: «Подготовка необходимого количества специалистов в год».
-
Личные (психологические) цели
Это самые сложные для выявления и формализации цели, потому что, как правило, человек предпочитает о них не говорить. Выражаться они могут, например, так: «Хочу стать самым известным на рынке продавцом алкогольных напитков, при этом финансовые цели не интересны – главное, чтобы мы не работали в убыток». Такую цель желательно привести к более формализованной цели, например, «Захват заданного процента рынка».
Предположим, что главной целью некой компании является увеличение прибыли.
Для достижения этой цели руководство компании принимает решение больше продавать и меньше тратить.
Деньги приносят в компанию клиенты. Необходимо работать с клиентами в рамках внутренних процессов. Исходя из потребностей клиентов, нужно изменять бизнес-процессы. А для этого необходимо обучение и развитие сотрудников.
Мы назвали наиболее значимые сферы, в которых предприятие стремится достигнуть результатов. Эти сферы носят название перспектив.
Перспективы (составляющие) – это наиболее значимые сферы, в которых предприятие стремится достигнуть результатов.
Обычно выделяют четыре перспективы:
-
Финансы (маркетинг);
-
клиенты (маркетинг);
-
внутренние бизнес-процессы (производство);
-
обучение и развитие (персонал).
Могут существовать и другие перспективы или заменена часть из них в зависимости от специфических потребностей разработчиков стратегии. Перспектива является важнейшим элементом стратегии, часто представляющим категорию или точку зрения собственника.
Как определить, насколько мы приблизились к выполнению цели?
Для полной формализации цели необходимо задать показатели ее достижения.
Показатель – это измеритель цели.
Например, если поставлена цель «Генерация заданного уровня прибыли в квартал», то показателем достижения этой цели будет «Прибыль в квартал».
Показатели должны:
-
Быть измеримыми;
-
Иметь заданные целевые значения.
Любая организация должна управлять следующими основными объектами (Тимур Кадыев):
-
Собственник
-
Потребитель
-
Продукт
-
Техпроцесс (производственный процесс, процесс оказания услуги)
-
Поставщик
-
Производственно-технологическое оборудование
-
Инженерно-техническая инфраструктура
-
Рабочая сила (персонал)
-
Капитал
В качестве инструмента для описания деятельности по управлению используется процессный подход.
Процессный подход – подход к анализу и синтезу деятельности организации, основанный на выделении составляющих деятельность бизнес-процессов.
Бизнес-процесс – последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, ценного для организации (далее Процесс).
Понятие бизнес-процесс лежит в основе процессного подхода к анализу и синтезу деятельности организации
Практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного управления, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой.
На верхнем уровне модели рассматриваемая система представляется в виде одного процесса с граничными стрелками. Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Это контекстная диаграмма.
Ключевыми понятиями процессного подхода являются:
-
Владелец процесса – должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.
-
Входы бизнес-процесса – ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.
-
Выходы бизнес-процесса – объекты (материальные или информационные), являющиеся результатом выполнения бизнес-процесса, потребляемые другими бизнес-процессами или внешними по отношению к организации клиентами.
-
Исполнитель процесса – подразделение или должность сотрудника, ответственного за исполнение работы.
-
Механизмы бизнес-процесса (в IDEF0) – ресурсы (технологические, трудовые), используемые для выполнения процесса, целиком не потребляющиеся при выполнении одной итерации процесса.
-
Управление бизнес-процесса (в IDEF0) – управляющие воздействия, регламентирующие выполнение процесса.
- Понятие распределенной информационной системы. Распределенные базы данных. Принципы создания и функционирования распределенных баз данных.
- Прозрачные свойства распределенных баз данных. Прозрачность фрагментации, местоположения, локального отображения.
- Системы управления распределенными базами данных: понятие, функциональные возможности, типы. Преимущества и недостатки систем управления распределенными базами данных.
- Архитектура клиент-сервер. Основные правила архитектуры клиент-сервер. Модели распределений.
- Модели архитектуры клиент-сервер: rda-модель, dbs-модель, as-модель. Преимущества и недостатки.
- Фрагментация. Основные концепции фрагментации данных. Виды фрагментации.
- Репликация. Понятие согласованного распределенного набора данных. Варианты репликации. Протокол репликации rowa.
- Технологии доступа к данным: odbc, jdbc, ole db, ado, dao, bde.
- Транзакция, ее свойства. Модель транзакции в стандарте sql. Журнализация транзакций.
- Понятие распределенной транзакции. Мониторы обработки транзакций.
- Параллельное выполнение транзакций. Управление параллельным выполнением транзакций. Проблемы и решения по организации управления параллельным выполнением в распределенной среде.
- Механизм блокировок. Виды блокировок. Централизованное блокирование, блокирование первичных копий и распределенное блокирование. Блокировка
- Метки времени
- Оптимистические методы
- Понятие проекта информационной системы, его структура. Экономико-организационные и информационно-технологические принципы проектирования информационных систем.
- 1. Экономико-организационные
- 2. Информационно-технологические
- Жизненный цикл разработки систем. Основные стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла.
- Каноническое проектирование информационных систем. Стадии процесса проектирования информационных систем.
- Состав работ на предпроектных стадиях проектирования системы. Обследование информационной системы. Описание постановки задачи. Техническое задание.
- Состав работ на стадиях технического и рабочего проектирования информационной системы.
- Состав работ на стадиях ввода в действие и сопровождения информационной системы.
- Case-технологии, основные принципы. Этапы создания информационной системы на основе case-технологии. Факторы эффективности case-технологии.
- Case-средства, их классификация. Примеры case-средств и их характеристика.
- Типовое проектирование информационных систем. Классификация, примеры типовых информационных систем и их характеристика.
- Проектирование системы управления в Business Studio.
- 29. Возможности и реализуемые стандарты современного пакета бизнес- моделирования Business Studio.
- 28. Основные задачи администратора базы данных: