Сигналы
В ОС Unix присутствует т.н. аппарат сигналов, позволяющий одним процессам оказывать воздействия на другие процессы. Сигналы могут рассматриваться как средство уведомления процесса о некотором наступившем в системе событии. В некотором смысле аппарат сигналов имеет аналогию с аппаратом прерываний, поскольку последний есть также уведомление системы о том, что в ней произошло некоторое событие. Прерывание вызывает определенную детерминированную последовательность действий системы, точно так же приход сигнала в процесс вызывает в нем определенную последовательность действий.
Инициатором отправки сигнала процессу может быть как процесс или ОС. Для иллюстрации приведем следующий пример. Пускай в ходе выполнения некоторого процесса произошло деление на ноль, вследствие чего в системе происходит прерывание, управление передается операционной системе. ОС «видит», что это прерывание «деление на ноль», и отправляет сигнал процессу, в теле которого произошла данная ошибка. Дальше процесс реагирует на получение сигнала, но об этом чуть позже.
Инициатором посылки сигнала может выступать другой процесс. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Пользователь ОС Unix запустил некоторый процесс, который в некоторый момент времени зацикливается. Чтобы снять этот процесс со счета, пользователь может послать ему сигнал об уничтожении (например, нажав на клавиатуре комбинацию клавиш Ctrl+C, а это есть команда интерпретатору команд послать код сигнала SIGINT). В данном случае процесс интерпретатора команд пошлет сигнал пользовательскому процессу.
Аппарат сигналов является механизмом асинхронного взаимодействия, момент прихода сигнала процессу заранее неизвестен. Так же, как и аппарат прерываний, имеющий фиксированное количество различных прерываний, Unix-системы имеют фиксированный набор сигналов. Перечень сигналов, реализованных в конкретной операционной системе, обычно находится в файле signal.h. В этом файле перечисляется набор пар «имя сигнала — его целочисленное значение».
При получении процессом сигнала возможны 3 типа реакции на него. Во-первых, это обработка сигнала по умолчанию. В подавляющем большинстве случаев обработка сигнала по умолчанию означает завершение процесса. В этом случае системным кодом завершения процесса становится номер пришедшего сигнала.
Во-вторых, процесс может перехватывать обработку пришедшего сигнала. Если процесс получает сигнал, то вызывается функция, принадлежащая телу процесса, которая была специальным образом зарегистрирована в системе как обработчик сигнала. Следует отметить, что часть реализованных в ОС сигналов можно перехватывать, а часть сигналов перехватывать нельзя. Примером неперехватываемого сигнала может служить сигнал SIGKILL (код 9), предназначенный для безусловного уничтожения процесса. А упомянутый выше сигнал SIGINT (код 2) перехватить можно.
В-третьих, сигналы можно игнорировать, т.е. приход некоторых сигналов процесс может проигнорировать. Как и в случае с перехватываемыми сигналами, часть сигналов можно игнорировать (например, SIGINT), а часть — нет (например, SIGKILL).
Для отправки сигнала в ОС Unix имеется системный вызов kill().
#include <sys/types.h>
#include <signal.h>
int kill(pid_t pid, int sig);
В данной функции первый параметр (pid) — идентификатор процесса, которому необходимо послать сигнал, а второй параметр (sig) — номер передаваемого сигнала. Если первый параметр отличен от нуля, то он трактуется как идентификатор процесса-адресата; если же он нулевой, то сигнал посылается всем процессам данной группы. При удачном выполнении возвращает 0, иначе возвращается -1.
Чтобы установить реакцию процесса на приходящий сигнал, используется системный вызов signal().
#include <signal.h>
void (*signal (int sig, void (*disp)(int)))(int);
Аргумент sig определяет сигнал, реакцию на приход которого надо изменить. Второй аргумент disp определяет новую реакцию на приход указанного сигнала. Итак, disp — это либо определенная пользователем функция-обработчик сигнала, либо одна из констант: SIG_DFL (обработка сигнала по умолчанию) или SIG_IGN (игнорирование сигнала). В случае успешного завершения системного вызова signal() возвращается значение предыдущего режима обработки данного сигнала (т.е. либо указатель на функцию-обработчик, либо одну из указанных констант).
Если мы успешно установили в качестве обработчика сигнала свою функцию, то при возникновении сигнала выполнение процесса прерывается, фиксируется точка возврата, и управление в процессе передается данной функции, при этом в качестве фактического целочисленного параметра передается номер пришедшего сигнала (тем самым возможно использование одной функции в качестве обработчика нескольких сигналов). Соответственно, при выходе из функции-обработчика управление передается в точку возврата, и процесс продолжает свою работу.
Стоит обратить внимание на то, что возможны и достаточно часто происходят ситуации, когда сигнал приходит во время вызова процессом некоторого системного вызова. В этом случае последующие действия зависят от реализации системы. В одном случае системный вызов прерывается с отрицательным кодом возврата, а в переменную errno заносится код ошибки. Либо системный вызов «дорабатывает» до конца. Мы будем придерживаться первой стратегии (прерывание системного вызова).
Рассмотрим ряд примеров.
Пример. Перехват и обработка сигнала. В данной программе 4 раза можно нажать CTRL+C (послать сигнал SIGINT), и ничего не произойдет. На 5-ый раз процесс обработает сигнал обработчиком по умолчанию и поэтому завершится.
#include <sys/types.h>
#include <signal.h>
#include <stdio.h>
int count = 1;
/* обработчик сигнала */
void SigHndlr(int s)
{
printf(“\nI got SIGINT %d time(s)\n”, count++);
if(count == 5)
{
/* установка обработчика по умолчанию */
signal(SIGINT, SIG_DFL);
}
}
/* тело программы */
int main(int argc, char **argv)
{
/* установка собственного обработчика */
signal(SIGINT, SigHndlr);
while(1);
return 0;
}
Пример. Удаление временного файла при завершении программы. Ниже приведена программа, которая и в случае «дорабатывания» до конца, и в случае получения сигнала SIGINT перед завершением удаляет созданный ею временный файл.
#include <unistd.h>
#include <signal.h>
#include <sys/types.h>
#include <sys/stat.h>
#include <fcntl.h>
const char *tempfile = “abc”;
void SigHndlr(int s)
{
/* удаление временного файла */
unlink(tempfile);
/* завершение работы */
exit(0);
}
int main(int argc, char **argv)
{
signal(SIGINT, SigHndlr);
...
/* открытие временного файла */
creat(tempfile, 0666);
...
/* удаление временного файла */
unlink(tempfile);
return 0;
}
Пример. Программа «будильник». При запуске программа просит ввести имя и ожидает ввод этого имени. А дальше в цикле будут происходить следующие действия. Если по прошествии некоторого времени пользователь так и не ввел имени, то программа повторяет свою просьбу.
#include <unistd.h>
#include <signal.h>
#include <stdio.h>
void Alrm(int s)
{
printf(“\n жду имя \n”);
alarm(5);
}
int main(int argc, char **argv)
{
char s[80];
signal(SIGALRM, Alrm);
alarm(5);
printf(“Введите имя\n”);
for(;;)
{
printf(“имя:”);
if(gets(s) != NULL) break;
}
printf(“OK!\n”);
return 0;
}
В данном примере происходит установка обработчика сигнала SIGALRM. Затем происходит обращение к системному вызову alarm(), который заводит будильник на 5 единиц времени. Поскольку продолжительность единицы времени зависит от конкретной реализации системы, то мы будем считать в нашем примере, что происходит установка будильника на 5 секунд. Это означает, что по прошествии 5 секунд процесс получит сигнал SIGALRM. Дальше управление передается бесконечному циклу for, выход из которого возможен лишь при вводе непустой строки текста. Если же по истечении 5 секунд ввода так и не последовало, то приходит сигнал SIGALRM, управление передается обработчику Alrm, который печатает на экран напоминание о необходимости ввода имени, а затем снова устанавливает будильник на 5 секунд. Затем управление возвращается в функцию main в бесконечный цикл. Далее последовательность действий повторяется.
Пример. Двухпроцессный вариант программы «будильник». Данный пример будет повторять предыдущий, но теперь функции ввода строки и напоминания будут разнесены по разным процессам.
#include <signal.h>
#include <sys/types.h>
#include <unistd.h>
#include <stdio.h>
Void Alrm(int s)
{
printf(“\nБыстрее!!!\n”);
}
int main(int argc, char **argv)
{
char s[80];
int pid;
signal(SIGALRM, Alrm);
if(pid = fork())
{
/* ОТЦОВСКИЙ ПРОЦЕСС */
for(;;)
{
sleep(5);
kill(pid, SIGALRM);
}
}
else
{
/* СЫНОВИЙ ПРОЦЕСС */
printf(“Введите имя\n”);
for(;;)
{
printf(“имя: “);
if(gets(s) != NULL) break;
}
printf(“OK!\n”);
/* уничтожение отцовского процесса */
kill(getppid, SIGKILL);
}
return 0;
}
В этом примере происходит установка обработчика сигнала SIGALRM. Затем происходит обращение к системному вызову fork(), который породит дочерний процесс. Далее отцовский процесс в бесконечном цикле производит одну и ту же последовательность действий. Засыпает на 5 единиц времени (посредством системного вызова sleep()), затем шлет сигнал SIGALRM своему сыну с помощью системного вызова kill(). Первым параметром данному системному вызову передается идентификатор дочернего процесса (PID), который был получен после вызова fork().
Дочерний процесс запрашивает ввод имени, а дальше в бесконечном цикле ожидает ввода строки текста до тех пор, пока не получит непустую строку. При этом он периодически получает от отцовского процесса сигнал SIGALRM, вследствие чего выводит на экран напоминание. После получения непустой строки он печатает на экране подтверждение успешности ввода (“OK!”), посылает процессу-отцу сигнал SIGKILL и завершается. Послать сигнал безусловного завершения отцовскому процессу необходимо, поскольку после завершения дочернего процесса тот будет некорректно слать сигнал SIGALRM (возможно, что идентификатор процесса-сына потом получит совершенно иной процесс со своей логикой работы, а процесс-отец так и будет слать на его PID сигналы SIGALRM).
- Содержание
- 1 Введение 5
- 2 Управление процессами 87
- 3 Реализация межпроцессного взаимодействия в ос Unix 114
- 4 Файловые системы 152
- 4.1 Основные концепции 152
- 5 Управление оперативной памятью 181
- 6 Управление внешними устройствами 196
- Введение
- Пакетная обработка заданий.
- Развитие языков и систем программирования.
- Этапы эволюции.
- Основы архитектуры вычислительной системы
- Структура вс
- Структура вычислительной системы.
- Аппаратный уровень вс
- Управление физическими ресурсами вс
- Пример зависимости от драйвера.
- Управление логическими/виртуальными ресурсами
- Системы программирования
- Этапы проектирования.
- Кодирование.
- Тестирование.
- Каскадная модель.
- Каскадная итерационная модель.
- Спиральная модель.
- Прикладные системы
- Первый этап развития прикладных систем.
- Второй этап развития прикладных систем.
- Третий этап развития прикладных систем.
- Пакет программ Microsoft Office.
- Пакет MathCad.
- Система BaaN.
- Выводы, литература
- Структура организации вычислительной системы.
- Основы компьютерной архитектуры
- Структура, основные компоненты
- Структура компьютера фон Неймана.
- Базовая архитектура современных компьютеров.
- Оперативное запоминающее устройство
- Ячейка памяти.
- Контроль четности.
- Озу без расслоения памяти — один контроллер на все банки.
- Озу с расслоением памяти — каждый банк обслуживает отдельный контроллер.
- Центральный процессор
- Структура организации центрального процессора.
- Регистровая память
- Устройство управления. Арифметико-логическое устройство
- Общая схема работы кэШа.
- Аппарат прерываний
- Использование иерархической модели регистров прерывания.
- Использование вектора прерываний.
- Этап программной обработки прерываний.
- Внешние устройства
- Внешние устройства.
- Внешние запоминающие устройства
- Магнитная лента.
- Принцип устройства магнитного диска.
- Принцип устройства магнитного барабана.
- Принцип устройства памяти на магнитных доменах.
- Модели синхронизации при обмене с внешними устройствами
- Синхронная и асинхронная работа с ву.
- Потоки данных. Организация управления внешними устройствами
- Непосредственное управление центральным процессором внешнего устройства.
- Синхронное/асинхронное управление внешними устройствами с использованием контроллеров внешних устройств.
- Использование контроллера прямого доступа к памяти (dma) или процессора (канала) ввода-вывода при обмене.
- Иерархия памяти
- Иерархия памяти.
- Аппаратная поддержка операционной системы и систем программирования
- Требования к аппаратуре для поддержки мультипрограммного режима
- Мультипрограммный режим.
- Проблемы, возникающие при исполнении программ
- Вложенные обращения к подпрограммам.
- Перемещаемость программы по озу.
- Фрагментация памяти.
- Регистровые окна
- Регистровые окна.
- Регистровые окна. Вход и выход из подпрограммы.
- Системный стек
- Системный стек.
- Виртуальная память
- Страничная организация памяти.
- Страничная организация памяти. Преобразование виртуального адреса в физический.
- Страничная организация памяти. Схема преобразования адресов.
- Многомашинные, многопроцессорные ассоциации
- Классификация мкмд.
- Numa-система.
- Терминальные комплексы (тк)
- Терминальные комплексы.
- Компьютерные сети
- Компьютерные сети.
- Организация сетевого взаимодействия. Эталонная модель iso/osi
- Модель организации взаимодействия в сети iso/osi.
- Логическое взаимодействие сетевых устройств по I-ому протоколу.
- Семейство протоколов tcp/ip. Соответствие модели iso/osi
- Семейство протоколов tcp/ip.
- Взаимодействие между уровнями протоколов tcp/ip.
- Система адресации протокола ip.
- Маршрутизация дейтаграмм.
- Основы архитектуры операционных систем
- Структура ос
- Структурная организация ос.
- Структура ос с монолитным ядром.
- Структура ос с микроядерной архитектурой.
- Логические функции ос
- Типы операционных систем
- Структура сетевой ос.
- Структура распределенной ос.
- Управление процессами
- Основные концепции
- Модели операционных систем
- Типы процессов
- Типы процессов: однонитевая (а) и многонитевая (б) организации.
- Контекст процесса
- Реализация процессов в ос Unix
- Процесс ос Unix
- Разделение сегмента кода.
- Базовые средства управления процессами в ос Unix
- Пример использования системного вызова fork().
- Пример использования системного вызова execl().
- Пример использования схемы fork-exec.
- Жизненный цикл процесса. Состояния процесса
- Жизненный цикл процессов.
- Формирование процессов 0 и 1
- Формирование нулевого и первого процессов.
- Инициализация системы.
- Планирование
- Взаимодействие процессов
- Разделяемые ресурсы и синхронизация доступа к ним
- Гонка процессов.
- Пример тупиковой ситуации (deadlock).
- Способы организации взаимного исключения
- Пример двоичного семафора.
- Классические задачи синхронизации процессов
- Обещающие философы.
- Реализация межпроцессного взаимодействия в ос Unix
- Базовые средства реализации взаимодействия процессов в ос Unix
- Способы организации взаимодействия процессов.
- Сигналы
- Неименованные каналы
- Именованные каналы
- Модель межпроцессного взаимодействия «главный–подчиненный»
- Общая схема трассировки процессов.
- Система межпроцессного взаимодействия ipc (Inter-Process Communication)
- Очередь сообщений ipc
- Очередь сообщений ipc.
- 0666 Определяет права доступа */
- Разделяемая память ipc
- Массив семафоров ipc
- Int val; /* значение одного семафора */
- Сокеты — унифицированный интерфейс программирования распределенных систем
- Файловые системы
- Основные концепции
- Структурная организация файлов
- Атрибуты файлов
- Основные правила работы с файлами. Типовые программные интерфейсы
- Модель одноуровневой файловой системы.
- Модель двухуровневой файловой системы.
- Модель иерархической файловой системы.
- Подходы в практической реализации файловой системы
- Структура «системного» диска.
- Модели реализации файлов
- Модель непрерывных файлов.
- Модель файлов, имеющих организацию связанного списка.
- Модели реализации каталогов
- Модели организации каталогов.
- Соответствие имени файла и его содержимого
- Пример жесткой связи.
- Пример символической связи.
- Координация использования пространства внешней памяти
- Квотирование пространства файловой системы
- Квотирование пространства файловой системы.
- Надежность файловой системы
- Проверка целостности файловой системы
- Проверка целостности файловой системы. Непротиворечивость файловой системы соблюдена.
- Проверка целостности файловой системы. Зафиксирована пропажа блока.
- Проверка целостности файловой системы. Зафиксировано дублирование свободного блока.
- Проверка целостности файловой системы. Зафиксировано дублирование занятого блока.
- Проверка целостности файловой системы. Контроль жестких связей.
- Примеры реализаций файловых систем
- Организация файловой системы ос Unix. Виды файлов. Права доступа
- Логическая структура каталогов
- Логическая структура каталогов.
- Внутренняя организация файловой системы: модель версии System V
- Структура файловой системы версии System V.
- Работа с массивами номеров свободных блоков
- Работа с массивами номеров свободных блоков.
- Работа с массивом свободных индексных дескрипторов
- Индексные дескрипторы. Адресация блоков файла
- Индексные дескрипторы.
- Адресация блоков файла.
- Файл-каталог
- Файл-каталог.
- Установление связей.
- Достоинства и недостатки файловой системы модели System V
- Внутренняя организация файловой системы: модель версии Fast File System (ffs) bsd
- Структура файловой системы версии ffs bsd.
- Стратегии размещения
- Стратегия размещения последовательных блоков файлов.
- Внутренняя организация блоков
- Внутренняя организация блоков (блоки выровнены по кратности).
- Выделение пространства для файла
- Выделение пространства для файла.
- Структура каталога ffs
- Структура каталога ffs bsd.
- Блокировка доступа к содержимому файла
- Управление оперативной памятью
- Одиночное непрерывное распределение
- Одиночное непрерывное распределение.
- Распределение неперемещаемыми разделами
- Распределение неперемещаемыми разделами.
- Распределение перемещаемыми разделами
- Распределение перемещаемыми разделами.
- Страничное распределение
- Страничное распределение.
- Иерархическая организация таблицы страниц.
- Использование хеш-таблиц.
- Инвертированные таблицы страниц.
- Замещение страниц. Алгоритм «Часы».
- Сегментное распределение
- Сегментное распределение.
- Сегментно-страничное распределение
- Сегментно-страничное распределение. Упрощенная модель Intel.
- Управление внешними устройствами
- Общие концепции
- Архитектура организации управления внешними устройствами
- Модели управления внешними устройствами: непосредственное (а), синхронное/асинхронное (б), с использованием контроллера прямого доступа или процессора (канала) ввода-вывода.
- Программное управление внешними устройствами
- Иерархия архитектуры программного управления внешними устройствами.
- Планирование дисковых обменов
- Планирование дисковых обменов. Модель fifo.
- Планирование дисковых обменов. Модель lifo.
- Планирование дисковых обменов. Модель sstf.
- Raid 2. Избыточность с кодами Хэмминга (Hamming, исправляет одинарные и выявляет двойные ошибки).
- Raid 3. Четность с чередующимися битами.
- Raid 5. Распределенная четность (циклическое распределение четности).
- Работа с внешними устройствами в ос Unix
- Файлы устройств, драйверы
- Системные таблицы драйверов устройств
- Ситуации, вызывающие обращение к функциям драйвера
- Включение, удаление драйверов из системы
- Организация обмена данными с файлами
- Организация обмена данными с файлами.
- Буферизация при блок-ориентированном обмене
- Борьба со сбоями