2.3. Общий критерий эффективности информационных технологий
Ресурсные критерии эффективности позволяют принципиально сравнивать между собой различные виды технологий. Кроме того, они дают возможность количественно оценить получаемый в результате применения этих технологий эффект с точки зрения их социальной полезности в плане экономии различных видов ресурсов общества.
Именно поэтому наиболее распространенными критериями для сравнительной оценки производственных технологий являются энергетические критерии. Ведь затраты энергии в общественно полезном производстве являются одним из важнейших показателей уровня технологического развития современного общества.
Однако наиболее общим показателем технологии любого вида (производственной, социальной или же информационной) следует признать экономию социального времени, которая достигается в результате использования данной технологии. Этот критерий, предложенный академиком В.Г. Афанасьевым и П.Г. Кузнецовым в качестве одной из наиболее общих мер развития общества, представляется нам вполне пригодным для сравнительной количественной оценки эффективности различных видов информационных технологий. Ведь хорошо известно, что любая экономия в конечном итоге может быть сведена к экономии времени. Мало того, по мнению П.Г. Кузнецова, которое разделяет и автор настоящей работы, именно бюджет социального времени и является главным ресурсом для жизнеобеспечения и развития современного общества.
Действительно, ведь для практического осуществления любого процесса развития общества (экономического, интеллектуального или духовного) необходимо, чтобы общество имело возможность затратить на эти цели некоторую часть своего общего ресурса социального времени. Другими словами, необходим некоторый "свободный ресурс" социального времени, который должен остаться в бюджете социального времени общества помимо затрат по другим "статьям" этого бюджета, связанным с решением задач простого воспроизводства и жизнеобеспечения общества.
Таким образом, наиболее полезными с социальной точки зрения для общества являются те информационные технологии, которые позволяют сэкономить наибольшее количество социального времени, высвобождая его для других целей, в том числе — для целей развития общества.
Изложенный выше подход коренным образом изменяет традиционную точку зрения на эффективность тех или иных видов информационных технологий, которые сегодня оцениваются, как правило, лишь по функциональным критериям. Так, например, с точки зрения экономии социального времени для общества очень эффективным является использование информационных технологий в сфере массового обслуживания населения (на предприятиях торговли, общественного питания, в сберегательных банках, билетных кассах и т.п.). Ведь именно в этой сфере происходят сегодня наиболее существенные потери социального времени, которое могло бы использоваться для достижения целей развития общества.
Конечно же, использование экономии социального времени в качестве общего критерия эффективности информационных технологий сегодня еще не обеспечено необходимыми методическими разработками. Однако хотелось бы подчеркнуть, что данный подход представляется нам исключительно перспективным. Ведь он не только позволяет создать необходимую научную и технологическую основу для практического воплощения в жизнь широко пропагандируемого сегодня гуманистического лозунга: "Все во благо человека!", но также изменяет и мировоззрение общества, его отношение к социальной роли и значимости развития информационных технологий.
- Информационные технологии
- Содержание
- 1. Понятие информационной технологии
- 1.1. Информатика и информационные технологии
- 1.2. Понятие информационной технологии как научной дисциплины
- 1.3. Структура предметной области информационной технологии
- 1.4. Место информационной технологии в современной системе научного знания
- 1.5. Определение информационной технологии и информационной системы
- 1.6. Этапы развития информационных технологий
- 1.7. Новая информационная технология
- 1.8. Свойства информационных технологий
- 2. Критерии эффективности информационных технологий
- 2.2. Специфика реализации информационных технологий
- 2.3. Общий критерий эффективности информационных технологий
- 2.4. Отличительные признаки высокоэффективных технологий и основные принципы их проектирования
- Концентрация ресурсов в пространстве
- Концентрация ресурсов во времени
- Комбинированные технологии
- Векторная ориентация ресурсов
- 2.5. Основные научные направления развития информационной технологии
- Проблема семантического сжатия информации
- Семантические концентраторы
- 2.6. Человеческий фактор в перспективных информационных технологиях
- 2.7. Методологический аппарат науки как информационная технология
- 3. Классификация информационных технологий
- 3.1. Основные классы информационных технологий
- 3.1. Основные классы информационных технологий
- 3.2. Классификация по пользовательскому интерфейсу
- 3.3. Классификация по степени взаимодействия между собой
- 3.5. Понятие платформы
- 3.6. Проблемы и критерии выбора информационных технологий
- 4. Стандарты пользовательского интерфейса ит
- 4.1. Интерфейс прикладного программирования
- Реализация функций api на уровне ос
- Реализация функций api на уровне системы программирования
- Реализация функций api с помощью внешних библиотек
- 4.2. Платформенно-независимый интерфейс posix
- 4.3. Проектирование пользовательского интерфейса
- 5. Информационные технологии широкого пользования
- 5.1. Табличные процессоры
- 5.2. Системы управления базами данных Основные понятия бд
- Виды моделей бд
- Сетевая модель данных
- Реляционная модель данных
- Обзор субд
- Технология работы в субд
- 5.3. Текстовые процессоры
- 5.4. Графические процессоры
- 5.5. Геоинформационные технологии
- 5.6. Интегрированные пакеты
- Microsoft Office 2000/xp
- Русский офисс (Арсеналъ), набор независимых друг от друга программных продуктов, ориентированных на домашнее применение:
- 5.7. Информационные системы как средства и методы реализации информационных технологий
- 6. Авторские и интегрированные информационные технологии
- 6.1. Гипертекст
- 6.2. Мультимедиа
- 6.3. Новый класс интеллектуальных технологий
- 6.4. Информационные хранилища
- 6.5. Система электронного документооборота
- 6.6. Системы групповой работы
- 6.7. Оснащение рабочего места пользователя информационными технологиями
- 7. Примеры экономических информационных систем
- 7.1. Предпринимательство
- 7.2. Менеджмент
- 6.3. Электронные деньги
- 7.4. Банки
- 7.5. Биржи
- 7.6. Торговля
- 7.7. Финансы
- 7.8. Обучение
- 8. Технология обработки и обеспечения безопасности данных
- 8.1. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 8.2. Контроль достоверности данных
- 8.3. Технология обеспечения безопасности компьютерных систем
- 9. Инструментарий технологии программирования
- 9.4.2. Методология rad — Rapid Application Development
- 9.1. Принцип программного управления
- 9.2. Жизненный цикл информационных систем
- 9.3. Методы проектирования программных продуктов
- 9.4. Методология и технология разработки информационных систем
- 9.4.1. Case-технологии
- 9.4.2.Методология rad — Rapid Application Development
- 9.4.3. Стандарты и методики
- 9.5. Профили открытых информационных систем
- Список использованной литературы