7.4. Банки
Финансовая организация, производящая разнообразные операции с деньгами и ценными бумагами и именуемая банком, для своей деятельности широко использует компьютерные технологии. Они решают множество задач, к которым, в первую очередь, относятся:
ведение счетов клиентов;
предоставление и отслеживание кредитов;
обеспечение расчетов между предприятиями, организациями и физическими лицами, организация платёжного оборота;
аккумулирование свободных у лиц денег;
выпуск векселей и проведение операций с ними;
хранение материальных и финансовых ценностей;
ведение договоров;
формирование бухгалтерской отчетности;
доверительное управление имуществом клиентов.
В банковской деятельности все большую популярность получают электронные деньги, платежные карточки, электронные платежные системы. В ближайшие годы использование компьютерных технологий здесь резко усилится. Это касается и электронных услуг, в особенности - самообслуживания. Для решения сложных задач банки объединяются в консорциумы.
Банковская система - является совокупностью аппаратных средств и программного обеспечения, выполняющих в банке финансовые и учетные операции. Типичная структура этой системы состоит (рис. 12) из двух главных частей: внешний и внутренний офисы. Внешний офис выполняет функции, связанные с взаимодействием с другими банковскими системами через информационную сеть. Под внутренним офисом понимается, собственно, банковская система. Она выполняет многие виды расчетов и финансовых операций, связанных с обслуживанием деятельности своих клиентов.
Рис. 12. Структура банковской системы.
Банковская система характеризуется разнообразием и большими объемами обрабатываемой информации. В этой системе обрабатываются разнообразные типы документов: балансные (для операционистов и бухгалтеров), кассовые (ввод сумм, отчетность), межбанковские (документооборот), внебалансовые (учет платежных документов и ценных бумаг), межвалютные (конвертация), клиентов (контроль за прохождением платежных документов).
В силу специфики выполняемых функций, банковская система должна работать с надежностью, практически равной 100%. Поэтому ее структура предусматривает установку резервного оборудования, которое немедленно вводится в действие при аварии работающего. Из-за возможного отключения электроэнергии необходимо также иметь резервный источник питания от аккумуляторов либо дизель - генераторов.
С целью обеспечения надежности работы программное обеспечение выполняет сложный комплекс задач, к которым, в первую очередь, относятся:
идентификация клиентов, адресов и компонентов банка;
обеспечение безопасности данных;
устранение последствий ошибочных действий персонала, клиентов и оборудования;
легкость трансформации при изменении законов, инструкций, форм документации, создании филиалов и отделений.
Для самообслуживания клиентов банка все шире используются электронные деньги и банкоматы. Важное значение в функционировании банковской системы имеют электронные подписи, платежные карточки. Немало банковских систем, расширяя виды услуг, предоставляют, по заявкам клиентов, комплексную информацию о всех проводимых для них финансовых операциях.
Взаимодействие банковских систем друг с другом обеспечивают банковские сети. Они являются виртуальными либо физическими. В первом случае сеть представляет собой логически выделенную закрытую от посторонних лиц часть многоцелевой, сета, монопольно использующую некоторые ее ресурсов. Например, сети Internet. Во втором случае все оборудование и программное обеспечение информационной сети предназначено только для работы банковских систем.
Во всех случаях основными задачами банковской сети являются:
передача финансовых электронных документов между банками, их филиалами и подразделениями;
поддержка трансакций при выполнении расчетов;
обеспечение доступа к финансовым базам данных;
поддержка работы удаленных банкоматов;
объединение локальных сетей банков;
доступ к финансовым информационным службам;
обеспечение безопасности данных.
В последней задаче главным является идентификация банков и клиентов, обеспечение конфиденциальности передачи данных.
Самой большой банковской является сеть SWIFT. Её имя определяется английским названием созданного в мае 1973 г. "Объединения международной межбанковской финансовой связи". Штаб-квартира объединения находится в Бельгии. Существует это объединение за счет вступительных взносов и ежегодных платежей его членов-акционеров.
SWIFT является глобальной сетью и ее компоненты расположены во всех частях света. Все шире сеть использует методологию открытых систем. Это позволяет внедрять однотипные прикладные программы в различные глобальные и региональные сети, связанные со SWIFT. Интерфейсы SWIFT также обеспечивают доступ к базам данных через сети факсимильной связи.
Для SWIFT разработаны стандарты документов, пересылаемых банками. Идентификация последних осуществляется с помощью "кодов банков". Каждый код определяет 11-битовый адрес банка. SWIFT состоит из абонентских систем и операционных центров банков. Своей сети передачи данных SWIFT не имеет. Поэтому коммуникационные средства арендуются у других сетей. В каждом операционном центре установлены в горячем резерве компьютеры, которые моментально включаются вместо тех, которые вышли из строя. Эти центры также управляют работой SWIFT.
Новая реализация сети, SWIFT II построена на основе архитектуры, разделяющей сеть на четыре слоя:
"Банковские системы", которые должны пройти сертификацию.
"Региональные процессоры", производящие предварительную проверку сообщений "банковских систем".
3. "Групповые процессоры", обеспечивающие хранение сообщений и их распределение по "региональным процессорам".
4. "Системные управляющие процессоры", выполняющие функции контроля и управления сетью.
Сеть распознает каждую банковскую систему по её секретному коду и анализу присланного сообщения. Каждое сообщение получает свой номер, который отслеживается в сети. Банкам направляются отчеты об обмене сообщениями.
SWIFT объединяет свыше 6 500 банковских систем, расположенных почти в ста странах. Включение в сеть SWIFT требует, как правило, серьезной реорганизации и автоматизации работы банков. Поэтому вновь подключаемые к сети банки проходят "кандидатский" стаж в течение 52 недель и начинают работать с 1 января очередного года. При этом, "кандидат" должен внести солидную сумму взноса и купить хотя бы одну акцию общества SWIFT. Сеть обеспечивает перевод денежных средств за 20 минут при обычном приоритете и за 5 минут - при срочном приоритете.
Сообщение, передаваемое через сеть, готовится в формате SWIFT. Адрес банка включает четерехзначный код банка, двухразрядный код страны по стандарту Международной организации стандартизации и двухразрядный код места нахождения. Принимаемые меры безопасности данных касаются методов вхождения банковских систем в сеть, распознавания сообщений по исходящим и входящим номерам, шифровка этих сообщений с помощью специальных средств. В сети устанавливается программное обеспечение, специально разработанное для SWIFT. Сеть выполняет операции не только с деньгами, но и с ценными бумагами.
Все большую популярность получают технологии работы банковских систем через сеть Internet. Например, Bank of America предлагает своим клиентам услуги удаленного управления банковским счетам:
проверку текущего состояния счета;
оплату счетов;
перевод средств с одного счета на другой.
Для обеспечения взаимодействия банковских систем через сети созданы межбанковские системы. Каждая из них обеспечивает автоматизацию выполнения безналичных расчетов. Для этого банки открывают друг другу корреспондентские счета. Через них осуществляется оборот денежных электронных документов. При этом, нередко, расчеты происходят на основе клиринга, т.е. с учетом взаимных кредитов и зачетов переведенных сумм. Как и банковские, межбанковские системы строятся таким образом, чтобы обеспечить большую надежность работы и безопасность данных. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы документы при передаче не были искажены и не появились фиктивные документы.
Развитие банковских систем привело к появлению виртуальных банков - банков, в которых нет операционных залов, предназначенных для клиентов. Все финансовые операции в виртуальных банках осуществляются с помощью устройств двух типов. К первому из них относятся персональные компьютеры, установленные на предприятиях, в организациях и квартирах клиентов. Вторым типом являются банкоматы. Оба типа устройств через сеть взаимодействуют с базами данных виртуальных банков.
Виртуальный банк требует меньших затрат на функционирование, чем территориально-распределенная сеть филиалов и представительств обычного банка. Это происходит за счет ненадобности зданий (площадей), части оборудования и большого штата сотрудников. Более того, в виртуальном банке, в отличие от обычного, клиенты получают нужные им услуги в любое время суток и в удобном для них месте. Естественно, что создание виртуального банка требует принятия особых мер по обеспечению безопасности данных.
Первый виртуальный банк был создан в 1995 г. в сети Internet. У этого банка именуемого "Первым защищенным сетевым банком" (SFNB) нет обычного адреса. Работа с ним осуществляется по электронному адресу только через сеть. Примеру этого банка последовали и другие. Так появился первый в Европе виртуальный банк First Direct. Виртуальные банки предоставляют возможность своим клиентам взаимодействовать с ними через сеть Internet. Находясь в любой стране в любое время суток клиенты могут работать со своими счетами, проверять их фактическое состояние, правильность переводов денег, осуществлять платежи и т.д., т.е. выполнять любые операции, кроме кассовых (внесение и получение наличных денег).
Взаимодействие банковских систем, расположенных в различных странах, требует создания и использования международных стандартов. Этим занимается Европейский .комитет банковских стандартов - международная организация, ведущая разработку нормативов банковских документов. Комитет утверждает стандарты, связанные с функционированием банков, банковских и межбанковских систем, использования платежных карточек.
Комитет разработал "метод определения подлинности карточек", в соответствии с которым анализ каждой карточки выполняется на месте ее предъявления. Комитет также ведет разработку инструментального программного обеспечения для создания электронных кошельков.
- Информационные технологии
- Содержание
- 1. Понятие информационной технологии
- 1.1. Информатика и информационные технологии
- 1.2. Понятие информационной технологии как научной дисциплины
- 1.3. Структура предметной области информационной технологии
- 1.4. Место информационной технологии в современной системе научного знания
- 1.5. Определение информационной технологии и информационной системы
- 1.6. Этапы развития информационных технологий
- 1.7. Новая информационная технология
- 1.8. Свойства информационных технологий
- 2. Критерии эффективности информационных технологий
- 2.2. Специфика реализации информационных технологий
- 2.3. Общий критерий эффективности информационных технологий
- 2.4. Отличительные признаки высокоэффективных технологий и основные принципы их проектирования
- Концентрация ресурсов в пространстве
- Концентрация ресурсов во времени
- Комбинированные технологии
- Векторная ориентация ресурсов
- 2.5. Основные научные направления развития информационной технологии
- Проблема семантического сжатия информации
- Семантические концентраторы
- 2.6. Человеческий фактор в перспективных информационных технологиях
- 2.7. Методологический аппарат науки как информационная технология
- 3. Классификация информационных технологий
- 3.1. Основные классы информационных технологий
- 3.1. Основные классы информационных технологий
- 3.2. Классификация по пользовательскому интерфейсу
- 3.3. Классификация по степени взаимодействия между собой
- 3.5. Понятие платформы
- 3.6. Проблемы и критерии выбора информационных технологий
- 4. Стандарты пользовательского интерфейса ит
- 4.1. Интерфейс прикладного программирования
- Реализация функций api на уровне ос
- Реализация функций api на уровне системы программирования
- Реализация функций api с помощью внешних библиотек
- 4.2. Платформенно-независимый интерфейс posix
- 4.3. Проектирование пользовательского интерфейса
- 5. Информационные технологии широкого пользования
- 5.1. Табличные процессоры
- 5.2. Системы управления базами данных Основные понятия бд
- Виды моделей бд
- Сетевая модель данных
- Реляционная модель данных
- Обзор субд
- Технология работы в субд
- 5.3. Текстовые процессоры
- 5.4. Графические процессоры
- 5.5. Геоинформационные технологии
- 5.6. Интегрированные пакеты
- Microsoft Office 2000/xp
- Русский офисс (Арсеналъ), набор независимых друг от друга программных продуктов, ориентированных на домашнее применение:
- 5.7. Информационные системы как средства и методы реализации информационных технологий
- 6. Авторские и интегрированные информационные технологии
- 6.1. Гипертекст
- 6.2. Мультимедиа
- 6.3. Новый класс интеллектуальных технологий
- 6.4. Информационные хранилища
- 6.5. Система электронного документооборота
- 6.6. Системы групповой работы
- 6.7. Оснащение рабочего места пользователя информационными технологиями
- 7. Примеры экономических информационных систем
- 7.1. Предпринимательство
- 7.2. Менеджмент
- 6.3. Электронные деньги
- 7.4. Банки
- 7.5. Биржи
- 7.6. Торговля
- 7.7. Финансы
- 7.8. Обучение
- 8. Технология обработки и обеспечения безопасности данных
- 8.1. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 8.2. Контроль достоверности данных
- 8.3. Технология обеспечения безопасности компьютерных систем
- 9. Инструментарий технологии программирования
- 9.4.2. Методология rad — Rapid Application Development
- 9.1. Принцип программного управления
- 9.2. Жизненный цикл информационных систем
- 9.3. Методы проектирования программных продуктов
- 9.4. Методология и технология разработки информационных систем
- 9.4.1. Case-технологии
- 9.4.2.Методология rad — Rapid Application Development
- 9.4.3. Стандарты и методики
- 9.5. Профили открытых информационных систем
- Список использованной литературы