logo
КНИГИ_Комп’ютерна обробка інформації / Інформаційні технології / Информационные технологии

9.4.3. Стандарты и методики

Одним из важных условий эффективного использования информационных тех­нологий является внедрение корпоративных стандартов. Корпоративные стандарты представляет собой соглашение о единых правилах организации технологии или управления. При этом за основу корпоративных могут приниматься отраслевые, национальные и даже международные стандарты.

Однако высокая динамика развития информационных технологий приводит к быс­трому устареванию существующих стандартов и методик разработки информаци­онных систем. Так, например, в связи со значительным прогрессом в области программного обеспечения и средств вычислительной техники наблюдается рост размеров и сложности информационных систем. При этом существенно меняются требования как к основным функциям и сервисным возможностям систем, так и к динамике изменения этих функций. В этих условиях применение классиче­ских способов разработки и обеспечения качества информационных систем ста­новиться малоэффективным и не приводит к уровню качества, адекватному реаль­ным требованиям.

Полезны в этом отношении стандарты открытых систем (в первую очередь стан­дарты на интерфейсы различных видов, включая лингвистические, и на протоко­лы взаимодействия). Однако разработка систем в новых условиях требует также новых методов проектирования и новой организации проектных работ. Проекти­рование и методическая поддержка организации разработки информационных систем (включая программное обеспечение (ПО), и базы данных (БД)) традици­онно поддерживаются многими стандартами и фирменными методиками. Вместе с тем известно, что требуется адаптивное планирование разработки, в том числе в динамике процесса ее выполнения. Одним из способов адаптивного проектирова­ния является разработка и применение профилей жизненного цикла информаци­онных систем и программного обеспечения. Корпоративные стандарты образуют целостную систему, которая включает три вида стандартов:

Виды стандартов

Существующие на сегодняшний день стандарты можно несколько условно разде­лить на несколько групп по следующим признакам:

Ниже мы рассмотрим следующие стандарты и методики, касающиеся организации жизненного цикла информационных систем и программного обеспечения:

Поскольку рассматриваемые стандарты представляют собой весьма объемные до­кументы, изложенные на десятках и даже сотнях страниц, то мы рассмотрим их лишь на уровне общей структуры и основных особенностей.

Методика Oracle CDM

Одним из уже сложившихся направлений деятельности фирмы ORACLE стала разработка методологических основ и производство инструментальных средств для автоматизации процессов разработки сложных прикладных систем, ориентирован­ных на интенсивное использование баз данных. Методика Oracle COM является развитием давно разработанной версии Oracle CASE-Method, применяемой в CASE-средстве Oracle CASE (в новых версиях — Designer/2000).

Основу CASE-технологии и инструментальной среды фирмы ORACLE состав­ляют:

Жизненный цикл формируется из определенных этапов (фаз) проекта и процессов, каждый из которых выполняется в течение нескольких этапов.

Методика Oracle CDM определяет следующие фазы жизненного цикла информационной системы:

Первый этап связан с моделированием и анализом процессов, описывающих деятельность организации, технологические особенности работы. Целью является построение моделей существующих процессов, выявление их недостатков и возможных источников усовершенствования. Этот этап не является обязательным в случае, когда существующая технология и организационные структуры четко определены, хорошо понятны и не требуют дополнительного изучения и реорганизации.

На втором этапе разрабатываются детальные концептуальные модели предметной области, описывающие информационные потребности организации, особенности функционирования и т.п. Результатом являются модели двух типов:

На третьей стадии (этапе проектирования) на основании концептуальных моде­лей вырабатываются технические спецификации будущей прикладной системы — определяются структура и состав базы данных, специфицируется набор программ­ных модулей. Первоначальный вариант проектных спецификаций может быть получен автоматически с помощью специальных утилит на основании данных кон­цептуальных моделей.

На этапе реализации создаются программы, отвечающие всем требованиям проект­ных спецификаций.

Методика Oracle CDM выделяет следующие процессы, протекающие на протяже­нии жизненного цикла информационной системы:

Процессы состоят из последовательностей задач, задачи разных процессов взаимосвязаны с помощью явных ссылок.

Отметим основные особенности методики Oracle CDM, определяющие область ее применения и присущие ей ограничения.

Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01

Первая редакция ISO 12207 была подготовлена в 1995 г. объединенным техничес­ким комитетом ISO/IEC JTC1 «Информационные технологии, подкомитет SC7, Проектирование программного обеспечения».

По определению, ISO 12207 — базовый стандарт процессов жизненного цикла ПО, ориентированный на различные виды ПО и типы проектов автоматизированных систем, в которых ПО является одной из составных частей. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, он охватывает жизненный цикл от концептуализации идей до завершения проекта.

Целесообразность совместного использования стандартов на информационные системы и на ПО обусловливается одним из положений ISO 12207, согласно которому процессы, используемые во время жизненного цикла ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время жизненного цикла автоматизированной системы.

Согласно ISO 12207, система — это объединение одного или нескольких процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.

В отличие от Oracle COM стандарт ISO 12207 в равной степени ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщика (разработчика) и покупателя (пользователя); он может быть применен и в том случае, когда обе стороны — из одной организации.

В стандарте ISO 12207 не предусмотрено каких-либо этапов (фаз или стадий) жиз­ненного цикла информационной системы. Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с Oracle CDM стандарт ISO 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов: приобретение, поставка, разработ­ка и т.п. Несколько утрируя, можно сказать, что один процесс ISO 12207 сопоста­вим со всеми процессами Oracle CDM вместе взятыми.

Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое действие — на ряд задач.

Очень важной особенностью ISO 12207 по сравнению с CDM является то, что каждый процесс, действие или задача инициируются и выполняются другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последователь­ностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям за­дач и т. п.).

В стандарте ISO 12207 описаны пять основных процессов жизненного цикла про­граммного обеспечения:

Кроме основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла программного изделия и обеспечивают должное качество проекта программного обеспечения. К вспомогательным процессам относятся;

В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса:

Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т.д., реаль­но осуществляемых в организации.

И, наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта.

Все сказанное выше позволяет сформулировать следующие особенности стандарта ISO 12207.

Ценность стандарта ISO 12207 в том, что он содержит наборы задач, характерис­тик качества, критериев оценки и т. гг., дающие всесторонний охват проектных си­туаций. Например, при выполнении анализа требований к системе предусматри­вается, что:

Далее, при выполнении анализа требований к программному обеспечению пре­дусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при обеспечении качества.

При этом разработчик должен установить и документировать в виде требований к программному обеспечению следующие спецификации и характеристики:

Согласно стандарту ISO 12207, требование квалификации — это набор критериев или условий (квалификационные требования), которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт как подчиняющийся (удовлетворяющий условиям) его спецификациям и готовый для использования в целевой окружающей среде.

Хотя стандарт не предписывает конкретной модели жизненного цикла или метода разработки, он определяет, что стороны-участники при использовании стандарта ответственны за следующее:

Стандарты комплекса ГОСТ 34

ГОСТ 34 задумывался в конце 80-х годов как всеобъемлющий комплекс взаимосвязанных межотраслевых документов. Объектами стандартизации являются автоматизированные системы различных видов и все виды их компонентов, а не толь­ко программное обеспечение и базы данных.

Комплекс рассчитан на взаимодействие заказчика и разработчика. Аналогично 12207, в нем предусмотрено, что заказчик может разрабатывать автоматизи­рованную систему для себя сам (например, создав для этого специализированное подразделение). Однако формулировки ГОСТ 34 не ориентированы на столь явное и в известном смысле симметричное отражение действий обеих сторон, как это сделано в ISO 12207. Поскольку ГОСТ 34 в основном уделяет внимание содер­жанию проектных документов, распределение действий между сторонами обычно производится исходя из этого содержания.

Из всех существующих групп документов будем основываться только на груп­пе 0 «Общие положения» и группе б «Создание, функционирование и развитие автоматизированной системы». Наиболее популярными можно считать стан­дарты ГОСТ 34.601-90 (стадии создания автоматизированной системы), ГОСТ 34.602-89 (техническое задание на создание автоматизированной системы) и ме­тодические указания РД 50-34.698-90 (требования к содержанию документов). Стандарты предусматривают стадии и этапы выполнения работ по созданию ав­томатизированной системы, но не предусматривают сквозных процессов в яв­ном виде.

Согласно ГОСТ 34, разработка автоматизированной системы разбивается на сле­дующие этапы и стадии.

В ГОСТ 34 приводится описание содержания документов, разрабатываемых на каждом из этапов.

Основными особенностями комплекса стандартов ГОСТ 34 являются следующие:

Практика применения стандартов на ОАСУ, АСУП, АСУТП, САПР, АСТПП показала, что, по существу, в них применяется единая система понятий и есть много общих объектов стандартизации, однако требования стандартов не согла­сованы между собой, имеются различия по составу и содержанию работ, разли­чия в обозначении, составе, содержании и оформлении документов. В этих условиях было решено выработать одну обобщенную понятийную и тер­минологическую систему, общую схему разработки, общий набор документов и их содержания и определить их как обязательные для всех автоматизирован­ных систем.

Таким образом, комплекс стандартов ГОСТ 34 более близок к схемам конкрет­ных методик, чем к стандартам типа ISO 12207.

Стадии и этапы, выполняемые организациями — участниками работ по созда­нию автоматизированной системы, устанавливаются в договорах и техничес­ком задании, что близко к подходу ISO 12207.

Согласно ГОСТ 34, автоматизированная система состоит из программно-техни­ческих, программно-методических комплексов и отдельных компонентов органи­зационного, технического, программного и информационного обеспечения. Документы комплекса ГОСТ 34 определяют автоматизированную систему следующим образом:

Таким образом, автоматизированная система рассматривается в первую очередь как персонал, принимающий решения и выполняющий другие управляющие действия, поддержанный организационно-техническими средствами.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Материалы ГОСТ 34 почти так же, как и ISO 12207, а может быть, еще более четко определяют, что автоматизированная система — это в первую очередь люди, которые выполняют свои функции с помощью информационных техно­логий.