Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества
У информатизации образования две основных цели. Первая из них - повышение эффективности всех видов образовательной деятельности. Об этом уже говорилось и ещё будет сказано неоднократно. Содержание настоящего параграфа учебника связано со второй целью информатизации образования, заключающейся в приобщении человека к жизни в информационном обществе, к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики.
Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, сущность которых отражена в таблице 1.
Компоненты информационной культуры | |
Название | Сущность |
Аксиологический | Принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека |
Коммуникативно-этический | Культура общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений |
Познавательно-интеллектуальный | Компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления |
Прогностический | Предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях |
Прикладной | Использование информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач |
Правовой | Знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств информатизации |
Эргономический | Реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности |
Таблица 1. Структура информационной культуры члена информационного общества
Как следует из таблицы в понятие информационной культуры можно вкладывать различный смысл: оно может трактоваться, как через умение использовать в деятельности технологии и средства информатизации, так и через умение прогнозировать и контролировать последствия их применения.
Информационная культура большинства людей формируется в недрах образовательной сферы информационного общества. Неслучайно современное образование немыслимо без использования во всех его формах информационных и телекоммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти университет, академию или институт, в которых бы не изучались или не использовались информационные технологии. При этом одной из основных сфер применения подобных технологий в образовании был и остается учебный процесс. Средства информатизации применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.
Можно говорить о наличии «образовательных» направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся:
Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;
Положительное влияние информационных технологий и средств информатизации на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;
Воспитательное воздействие информационных технологий;
Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;
Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;
Развитие и повсеместное использование электронных моделей средств обучения;
Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;
Сочетание возможностей традиционного и инновационных способов обучения в информационном обществе;
Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;
Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;
Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.
Все в современном мире оказывается взаимосвязанным. Становится очевидным, что информатизация образования и развитие информационного общества тесно связаны. С одной стороны становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности, с другой стороны информатизация образования формируя информационную культуру членов общества, существенно способствует его информатизации.
- Содержание
- Сведения об авторах
- От авторов
- Раздел 1. Введение в информатизацию образования
- Тема 1.1. Что такое информатизация образования
- Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации
- Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества
- Вопросы и задания к разделу 1
- Раздел 2. Технические средства
- Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование
- Тема 2.2. Компьютеры и их окружение
- Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности»
- Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении
- Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании
- Вопросы и задания к разделу 2
- Раздел 3. Технологии информатизации образования
- Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии
- Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа
- Тема 3.3. Технологии информационного моделирования
- Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации
- Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике
- Вопросы и задания к разделу 3
- Раздел 4. Интернет в образовании
- Тема 4.1. Технологии передачи информации
- Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет
- Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы
- Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к
- Раздел 5. Методы информатизации
- Тема 5.1. Информационные и коммуникационные технологии в
- §1. Виды и классификация компьютерных средств обучения
- Типы образовательных электронных изданий
- Типы образовательной деятельности
- Формы образовательной деятельности
- §2. Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов
- §3. Методика информатизации обучения
- §4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- §5. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения
- Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения
- §1. Компьютерные средства измерения и контроля
- §2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов
- §3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения
- Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности
- Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований
- Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения
- §1. Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности.
- §2. Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения
- §3. Информатизация деятельности преподавателя
- §4. Информационные технологии и работа с родителями
- Вопросы и задания к разделу 5
- Раздел 6. Разработка средств информатизации обучения
- Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации
- Тема 6.2. Анализ содержания обучения
- Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов
- Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса
- Раздел 7. Информационная образовательная среда и информационное образовательное пространство
- Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды
- Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды
- Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема
- Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство
- Вопросы и задания к разделу 7
- Раздел 8. Готовность педагогов к профессиональному использованию информационных и телекоммуникационных технологий
- Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации
- Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования
- Вопросы и задания к разделу 8
- Заключение
- Список источников
- Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования
- Примерные темы курсовых работ
- Задания для лабораторных работ
- Задания для практической работы
- Анимация – процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта.