Заключение
«Кончаю, страшно перечесть»
А.С. Пушкин
Авторы настоящего электронного издания не ставили перед собой цель осветить все проблемы, касающиеся информатизации образования. Более того, многое в этой области знаний до сих пор остается неизученным или окончательно не устоявшимся.
В то же время содержание электронного издания позволяет настоящим и будущим педагогам получить представление об основных элементах существующей научной базы и особенностях создания и применения средств ИКТ, образовательных электронных изданий и ресурсов для общего среднего образования, поскольку издание содержит классифицированную систему требований к качеству средств ИКТ, классифицированную систему рекомендаций по созданию, апробации и экспертизе образовательных электронных изданий и ресурсов, методику проведения занятий со школьниками с использованием средств ИКТ, описания преимуществ использования таких средств во внеучебной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности учебных заведений.
Педагог, изучающий средства информатизации образования, должен понимать целесообразность объединения разрозненных средств информатизации учебного процесса в комплексные образовательные электронные издания и ресурсы. В электронном издании подчеркнуто, что это обусловлено современным уровнем развития информационных и коммуникационных технологий, повышением эффективности информатизации образования и необходимостью интенсификации подготовки школьников.
Наибольшая эффективность учебного процесса при использовании образовательных средств ИКТ достигается при условии соответствия этих средств системе требований, описанных в издании. При этом учет приведенных рекомендаций повышает эффективность создания, апробации, экспертизы и использования средств ИКТ.
Авторы хотели бы обратить внимание педагогов, что все применяемые образовательные электронные издания и ресурсы должны быть рекомендованы к использованию на основании результатов комплексной экспертизы. При этом если такая экспертиза не была проведена на государственном уровне, педагог всегда имеет возможность самостоятельно сопоставить основные показатели качества используемого средства ИКТ с основными требованиями, описанными в настоящем электронном издании.
С каждым годом развивается образовательный сегмент глобальных телекоммуникационных сетей. В нем появляется все больше образовательных электронных ресурсов. Соблюдение в процессе разработки и использования средств ИКТ основных положений, содержащихся в тексте настоящего издания, способствует наиболее полному соответствию таких ресурсов научно-обоснованной классифицированной системе требований, что существенно упрощает порядок публикации образовательных ресурсов в телекоммуникационных сетях и делает возможным вхождение новых ресурсов в состав профильных образовательных порталов.
В тексте электронного издания отмечалось, что каждый педагог в своей профессиональной деятельности, так или иначе, может столкнуться с разработкой небольших авторских или даже солидных профессиональных образовательных электронных изданий и ресурсов. Хотелось бы надеяться, что описанные рекомендации, целесообразные к учету при создании и эксплуатации средств ИКТ, окажут практическую помощь педагогам в такой деятельности, что, в конечном итоге, обязательно скажется на повышении эффективности системы общего среднего образования
- Содержание
- Сведения об авторах
- От авторов
- Раздел 1. Введение в информатизацию образования
- Тема 1.1. Что такое информатизация образования
- Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации
- Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества
- Вопросы и задания к разделу 1
- Раздел 2. Технические средства
- Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование
- Тема 2.2. Компьютеры и их окружение
- Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности»
- Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении
- Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании
- Вопросы и задания к разделу 2
- Раздел 3. Технологии информатизации образования
- Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии
- Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа
- Тема 3.3. Технологии информационного моделирования
- Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации
- Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике
- Вопросы и задания к разделу 3
- Раздел 4. Интернет в образовании
- Тема 4.1. Технологии передачи информации
- Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет
- Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы
- Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к
- Раздел 5. Методы информатизации
- Тема 5.1. Информационные и коммуникационные технологии в
- §1. Виды и классификация компьютерных средств обучения
- Типы образовательных электронных изданий
- Типы образовательной деятельности
- Формы образовательной деятельности
- §2. Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов
- §3. Методика информатизации обучения
- §4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- §5. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения
- Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения
- §1. Компьютерные средства измерения и контроля
- §2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов
- §3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения
- Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности
- Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований
- Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения
- §1. Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности.
- §2. Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения
- §3. Информатизация деятельности преподавателя
- §4. Информационные технологии и работа с родителями
- Вопросы и задания к разделу 5
- Раздел 6. Разработка средств информатизации обучения
- Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации
- Тема 6.2. Анализ содержания обучения
- Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов
- Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса
- Раздел 7. Информационная образовательная среда и информационное образовательное пространство
- Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды
- Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды
- Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема
- Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство
- Вопросы и задания к разделу 7
- Раздел 8. Готовность педагогов к профессиональному использованию информационных и телекоммуникационных технологий
- Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации
- Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования
- Вопросы и задания к разделу 8
- Заключение
- Список источников
- Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования
- Примерные темы курсовых работ
- Задания для лабораторных работ
- Задания для практической работы
- Анимация – процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта.