1.4. Переменные и константы.
Наша первая программа совсем не использовала данных, а только выводила на экран нехитрое приветствие. Для хранения и обработки данных программы используют переменные. Иногда можно встретить упрощенное, но довольно точное определение переменной.
Переменные - это именованные ячейки памяти, в которых хранятся данные и над которыми программы выполняют вычисления.
Для переменных рекомендуется выбирать имена, имеющие смысл. При этом следует руководствоваться правилами:
в именах можно использовать буквы латинского алфавита, цифры и символ подчеркивания;
первый символ не может быть цифрой;
в качестве имен нельзя использовать ключевые слова языка с++;
символы верхнего и нижнего регистров рассматриваются как разные.
Если требуется образовать имя из двух или более слов, то обычно слова разделяют символами подчеркивания, например: my_date.
Как уже упоминалось, переменные ассоциируются с данными. В С++ используются две группы данных: основные и производные от них. Основные типы данных служат для представления целых и вещественных чисел:
int - хранит целое число от -2147483648 до +2147483647 (занимает 4 байта);
double - хранит число с плавающей точкой двойной точности (занимает 8 байт). Вещественное число может быть представлено десятичной дробью (например, 76.342) или в так называемом экспоненциальном виде: -18.32e13 (что означает -18.32∙1013 ). В приведенном примере -18.32 называется мантиссой, а 13 – показателем степени числа 10. Максимальный показатель степени для типа double составляет 308, а минимальный -307.
Общепризнано, что для удовлетворения потребностей программирования нельзя обойтись только одним типом целочисленных и одним типом вещественных данных. Поэтому используются также типы
short - хранит целое число от -32768 до +32767 (занимает 2 байта);
float - хранит число с плавающей точкой одинарной точности (занимает 4 байта), максимальный и минимальный показатель степени 38 и -37 соответственно;
а также
char - в основном, используется для хранения символов, численных значений от ‑128 до +127 (занимает 1 байт).
Есть еще и другие типы, но эти – наиболее популярные.
В С++ работает строгое правило – все переменные, до того как будут использованы, должны быть определены. При этом не важно, в каком месте программыНапример, так:
- Введение
- Глава 1. Основы.
- Int main()
- 1.2. Методика создания программ в Microsoft Visual Studio.
- Void main(){
- 1.3. Ввод-вывод.
- 1.4. Переменные и константы.
- Int I; // объявление целочисленной переменной
- 42 // Десятичная константа
- 0X42 // шестнадцатеричная константа, начинается с 0х
- 042 // Восьмеричная константа, начинается с 0
- 1.5. Арифметические операции.
- Void main()
- 1.6. Встроенные функции. Математические функции. Состав math.H.
- Void main()
- Int rand(void); // функция используется без аргумента
- Глава 2. Операторы и выражения.
- 2.1. Логические выражения и операторы
- 2.1.1. Оператор if else
- If (условие)
- If (условие)
- 2.1.2. Конструкция if else if
- Int number;
- Int number;
- 2.1.3. Условный оператор.
- 2.1.4. Оператор switch.
- Int dvalue;
- 2.2. Операторы цикла.
- 2.2.1. Оператор for
- Void main()
- Int I; // создаем переменную цикла
- Void main()
- Int I; // переменную цикла можно определить и вне цикла
- 2.2.2. Изменение шага цикла
- Void main()
- 2.2.3. Цикл while.
- 2.2.4. Цикл do while
- Void main()
- 2.3. Операторы break и continue
- Void main()
- Void main()
- 2.4. Типичные ошибки при использовании операторов цикла
- Глава 3. Производные типы данных.
- 3.1. Ссылки и указатели.
- Int test; // объявили целочисленную переменную
- Int & s_test; // ошибка! ссылка не связана с переменной
- Int *p1; // объявлен указатель на целое с именем p1
- 3.2. Массивы и строки.
- Int z[10]; //массив из 10 целых чисел
- Int ar[3]; // объявлен целочисленный массив из 3 элементов
- Int varr[4]; // объявление массива
- 3.2.2. Многомерные массивы.
- Int z[3][4]; //массив из 12 целых чисел
- 3.2.3. Строки
- Void main()
- Void main()
- Void main()
- Void main()
- If(strstr(st,st2)) //если подстрока встречается, выводим
- 3.1.5. Динамическое определение одномерных массивов.
- 3.1.6. Динамические двумерные массивы.
- 3.1.7. Указатели, массивы и арифметика указателей.
- Int tacs[3];
- Void main()
- 3.2. Структуры
- Int age; // элементы структуры
- Int hours;
- Int mins;
- Void main()
- Int hours;
- Int mins;
- Void main()
- 4. Функции, определяемые пользователем
- 4.1. Объявление и определение функции
- Int max(int , int ); // в прототипе достаточно указать только тип и
- Void main() {
- Int MyRand(){
- Int func(){ return 1;} // правильное выражение
- Int func2(){return 0.146;} // неправильно, 0.146 преобразуется к int с
- Void swap(int p, int q)
- Int bigger(int a,int b)
- 4.2. Передача параметров функций
- 5. Заголовочные файлы.
- 6. Работа с файлами
- 6.1 Простой файловый ввод/вывод
- 6.2 Тонкости работы с файлами
- 7.1. Определение классов.
- Void main()
- 7.2. Как объявлять функции класса?
- 7.3. Конструкторы и деструкторы классов.
- 8. Графика OpenGl.
- Void callback Draw()
- Void main()
- 8.1. Создание анимации с помощью библиотеки xgl
- Приложения Управление выводом
- Управление шириной вывода