46. Моделирование требований к системе с помощью диаграмм прецедентов.
Прецедент (use case) - это спецификация поведения системы или ее части без определения реализации системы.
Моделирование требований к системе предполагает указание на то, что система должна делать с точки зрения внешнего наблюдателя, независимо от того, как она должна это делать. Диаграммы прецедентов нужны здесь для специфицирования желаемого поведения системы. Они позволяют рассматривать всю систему как "черный ящик": вы видите все, что находится вне ее, наблюдаете за ее реакцией на события, но ничего не знаете о внутреннем устройстве.
Требование (requirement) - это особенность проекта, свойство или поведение системы. Приступая к сбору требований, вы как бы описываете условия контракта, заключаемого между системой и сущностями вне ее, в котором декларируете, что система должна делать. При этом, как правило, вас заботит не то, как именно система будет выполнять поставленные перед ней задачи, а только то, что она будет делать. Хорошо спроектированная система должна полностью выполнять все требования, причем делать это предсказуемо и надежно. Ее создание начинается с соглашения о том, каково ее назначение, хотя в ходе разработки понимание требований будет постоянно изменяться. Аналогично при работе с готовой системой понимание того. Как она себя ведет, имеет принципиальное значение для ее правильного использования.
Требования можно выразить по-разному, от неструктурированного текста до выражений на формальном языке, или, например, с помощью примечаний. Большая часть функциональных требований к системе, или даже все они, может быть выражена в виде прецедентов использования, в чем помогают диаграммы прецедентов UML.
Моделирование требований осуществляется следующим образом:
· Установите контекст системы, идентифицировав окружающих ее актеров.
· Для каждого актера рассмотрите поведение, которого он ожидает или требует от системы.
· Назовите эти общие варианты поведения как прецеденты.
· Выделите общее поведение в новые прецеденты, которые будут использоваться другими; выделите вариации поведения в новые прецеденты, расширяющие основные потоки событий.
· Смоделируйте эти прецеденты, актеров и отношения между ними на диаграмме прецедентов.
· Дополните прецеденты примечаниями, описывающими нефункциональные требования, некоторые из таких примечаний можно присоединить к системе в целом.
Создавая диаграммы прецедентов в UML, помните, что каждая из них является всего лишь графическим представлением статического вида системы с точки зрения вариантов использования. Это означает, что ни одна диаграмма прецедентов, взятая в отдельности, не может, да и не охватывает этот вид целиком. В совокупности диаграммы прецедентов дают полное представление о виде системы с точки зрения вариантов использования, а каждая из них в отдельности - только об одном из его аспектов.
Хорошо структурированная диаграмма прецедентов обладает следующими свойствами:
акцентирует внимание на одном аспекте статического вида системы с точки зрения вариантов использования,
содержит только такие прецеденты и актеров, которые важны для понимания этого аспекта,
содержит только такие детали, которые соответствуют данному уровню абстракции (следует показывать только те дополнения, которые необходимы для понимания системы),
не слишком лаконична, чтобы ввести в заблуждение относительно важной семантики.
- Разработка и стандартизация программных систем
- 1. Три типа жизненных циклов программных систем.
- Водопадная (каскадная, последовательная) модель
- Итерационная модель
- Спиральная модель
- 3. Стандарт iso серии 9000 при разработке программных систем.
- Iso 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.
- 4. Стандарты Единой системы программной документации (еспд)
- Классификация:
- 5. Стандарты рф (гост р) на документирование пс
- 6. Организация группы проекта при разработке программных систем.
- 7. Три способа определения требований к программной системе.
- 8. Спецификация требований к программной системе.
- 9. Методы контроля спецификации требований.
- 10. Спецификация качества программных систем.
- 11. Функциональная спецификация программных систем.
- 12. Архитектура программных систем
- 13. Основные классы архитектур программных систем.
- 14. Основные модели при разработке программных систем.
- (См. Вопрос 1!)
- 15. Принципы объектно-ориентированного анализа и проектирования пс
- 16. Принципы компонентной архитектуры информационных систем.
- 17. Стандарты семейства idef
- 18. Принципы построения модели idef0
- 19. Принципы разработки моделей as-is и то-ве
- 20. Диаграммы в стандарте idef0
- 21. Понятие работы в стандарте idef0
- 22. Описание взаимодействия работ в стандарте idef0
- 23. Типы связей работ в стандарте idef0
- 24. Стандарт idef1x
- 26. Диаграммы потоков данных.
- 27. Архитектурные виды программной системы.
- 28. Фазы, итерации и циклы разработки программных систем - руп.
- 29. Рабочие процессы создания программных систем - руп.
- 30. Основные артефакты при разработке программных систем.
- 31. Концепция языка uml
- 32. Язык uml как система визуализации, специфицирования, конструирования, документирования
- 33. Понятия модели и системы в языке uml
- 34. Принципы моделирования системной архитектуры в языке uml.
- 35. Принципы представления системы в языке uml.
- 36. Понятие сущностей в языке uml
- 37. Структурные сущности предметной области.
- 38. Отношения в языке uml
- 39. Диаграммы в языке uml
- 40. Правила языка uml.
- 41. Общие механизмы языка uml
- 42. Прецедент как спецификация поведения программных систем.
- 43. Организация прецедентов в языке uml.
- 44. Приемы анализа прецедентов в языке uml
- 45. Диаграммы прецедентов.
- 46. Моделирование требований к системе с помощью диаграмм прецедентов.
- 47. Критерии сравнения инструментальных систем разработки программных систем.
- 48. Технико-экономические показатели разработки программных средств
- 49. Сертификация программных средств
- 50. R-технология программирования