logo search
ИТ общее

6.1. Функциональная структура аис предприятия

В настоящее время наблюдается повсеместное внедрение АИС в сферу управления предприятием. Это вполне понятно, так как авто­матизация управления приносит наиболее ощутимый эффект. В сфере автоматизации крупных предприятий эти системы получили название корпоративных информационных систем [33,36,50]. К предприятиям такого типа можно отнести, например, промышленные предприятия с разветвленной структурой производства, торгово-закупочные объеди­нения, предприятия энергоснабжения и др.

Современное предприятие — сложная социально-экономическая система. Структура предприятия насчитывает десятки и сотни подраз­делений, что обусловливает разветвленную систему информационного взаимодействия. Процесс производства отличается многообразием но­менклатуры производимой продукции. Происходит постоянное расши­рение и усложнение задач и функций предприятия. В процессе конкурентной борьбы необходимо постоянно заниматься обновлением номенклатуры производимой продукции, внимательно следить за по­следними достижениями науки и техники, передовыми технологиями и быстро внедрять прогрессивные идеи. Все это влечет за собой постоян­ное увеличение объемов обрабатываемой информации. Кроме увеличе­ния объемов традиционных потоков информации возникают новые вертикальные и горизонтальные информационные потоки.

Относительно КИС следует отметить, что в ее основе лежит комплек­сная система автоматизации. Комплексная автоматизация управления предприятием — это система процедур, методов и средств, полностью охватывающая основные задачи и функции управления хозяйственной Деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие управленчес­ких решений на основе информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. Она обеспе­чивает ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого учета и строится на основе единого информационного пространства, охваты­вая и координируя всю совокупность управленческих процессов пред­приятия.

В целом комплексная АСУ предприятия должна обеспечивать:

•  высшее руководство — информацией для стратегического плани­рования,

финансово-экономического прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности;

•  руководство среднего звена — информацией для оперативного планирования и координации подконтрольных ему функций;

•  рядовых сотрудников — эффективными инструментами для вы­полнения должностных функций, регистрации фактов хозяй­ственной деятельности и принятия оперативных решений.

Центральное звено наиболее развитых в логическом отношении КИС — наличие системы стратегического планирования (рис. 6.1). В соответствии с этой схемой проводится концептуальное моделирова­ние и построение многих функциональных блоков структуры АИС предприятия. В зависимости от характера и масштаба КИС каждый из блоков схемы может быть декомпозирован на ряд модулей-задач. С уче­том общей структуры и частных модулей-задач организуются соответ­ствующие схемы технологических процессов обработки данных. Техно­логия подчиняется логической структуре АИС и базируется на средствах и методах обеспечивающих подсистем.

При создании комплексной АСУ должны быть решены следующие основные задачи:

• создание или оптимизация единой системы планирования дея­тельности, основанной на учетных процедурах и дополненной эф­фективным механизмом управления;

•  постановка или оптимизация внутренней учетной политики пред­приятия с детализацией, обеспечивающей управленческий учет и объективный анализ результатов финансово-хозяйственной дея­тельности;

•  поддержка принятия решений на всех уровнях управления на ос­нове совершенствования процессов сбора и обработки различных видов информации.

В общем виде структура построения КИС идентична принципиаль­ной схеме функционирования АИС, рассмотренной выше (см. рис. 3.2.).

Частные задачи, решаемые КИС, во многом определяются областью деятельности, структурой и другими особенностями конкретных пред­приятий. Основное назначение КИС — информационное обеспечение функций управления предприятием.

Функциональная структура АИС предприятия. На уровне руководства предприятия система обеспечивает следующие функции:

•  обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии предприятия на текущий момент и прогнозе на будущее;

•  обеспечение контроля  за  работой предприятия, желательно с возможностью при обнаружении ошибки выявления конкретного лица, ее допустившего;

обеспечение четкой координации работ и ресурсов; 

• предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации;     

• формирование полной картины себестоимости конечного продук­та (услуги) по компонентам затрат;

•  устранение случаев переплаты налогов, связанных с ошибками или особенностями учета.

В рамках управления производством проводится выдача документов и данных, отображающих:

•  осуществление контроля за выполнением производственных за­казов;

•  формирование информации о состоянии производственных мощ­ностей;

•  осуществление контроля за технологической дисциплиной;

•  сопровождение производственных заказов (например, заборные карты, маршрутные карты и др.);

•  определение фактической себестоимости производственных за­казов.

Службы маркетинга и рекламы получают информацию для выпол­нения следующих функций:

•  контроль за продвижением новых товаров на рынок;

•  анализ рынка сбыта с целью его расширения;

•  работа с существующими и потенциальными заказчиками (клиен­тами);

•  ведение статистики продаж;

•  информационная поддержка политики цен и скидок;

•  использование базы стандартных писем для рассылки, с сохране­нием даты и типа письма каждого отправления;

•  контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при экономии затрат на транспортировку.

Службы сбыта и снабжения должны получать информацию с целью выполнения следующих функций:

•  ведение БД товаров, продукции, услуг;

•  планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;

•  оптимизация транспортных маршрутов и способов транспорти­ровки;

•  ведение контрактов (в том числе со сложными платежами и срока­ми поставок).

Службы складского учета обычно получают информацию для реали­зации следующих функций и работ:

•  управление сложной структурой складов;

•  оперативный поиск товара (продукции) по складам;

•  оптимальное размещение продукции на складах с учетом условий хранения;

•  управление поступлениями с учетом контроля качества;

•  инвентаризация.

Построение крупной комплексной АСУ — во многом сложный, дли­тельный и дорогостоящий процесс. Поэтому необходимо осуществле­ние некоторых мероприятий, а именно:

•  изменение управленческих технологий в связи с новыми возмож­ностями обработки и обмена информацией, перестройка сущест­вующих или создание новых бизнес-процессов компании;

•  развертывание и поддержка современных программно-техничес­ких средств;

•  настройка программных систем на всю совокупность информа­ции, взаимосвязей, управленческих механизмов, алгоритмов обра­ботки данных, отражающих специфику предприятия;

•  обучение персонала новым технологиям, преодоление психологи­ческого барьера в процессе внедрения системы.

Функции АИС предприятия реализуются в форме соответствующих технологий, базирующихся на прикладных программных комплексах. Информационные технологии помогают руководителям промышлен­ных предприятий в решении сложных экономических задач. Успеш­ность функционирования АИС предприятия в значительной мере определяется логическим уровнем ее разработки. Этот уровень, как правило, определяется концепцией, которая лежит в основе АИС предприятия.

Характеристика современных концепций построения АИС предприятия.

Распространенная концепция управления производством — стандарт MRPH (Manufacturing Resource Planning — планирование производст­венных ресурсов), разработанный в США и поддерживаемый американ­ским Обществом по контролю за производством и запасами —AmericanProduction and Inventory Control Society (APICS). Эта концепция пред­ставляет собой методологию, направленную на управление ресурсами предприятия. Предлагается набор принципов, методов и процедур ре­шения задач управления производством, в частности формирование плана предприятия, планирование продаж, планирование производ­ства, планирование потребностей в материальных ресурсах и производ­ственных мощностях, оперативное управление производством и др.

Дальнейшее развитие идеологии АИС предприятия привело к появ­лению концепции ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Основное отличие этой концепции от MRPII — ориентация на работу с финансовой информацией и возможность планирования не только производственных, но и иных ресурсов предприятия. В частности, дополнительно к функциям MRPII в концепции ERPпоявляются следующие: прогнозирование спроса, управление про­ектами, ведение технологической информации, управление затратами, управление финансами, управление кадрами.

Концепция APS (Advanced Planning and Scheduling ) — это развитое управление производственными планами. Появление этой концепции продиктовано необходимостью динамизма современных производ­ственных систем. Особенность этой концепции в том, что при построе­нии вариантов планирования и распределения ресурсов используется широкий спектр современных методов оптимизации — от четких мате­матических до эвристических. Например, обеспечивается максимально точное время выполнения заказов одновременно с минимальной дли­тельностью выполнения соответствующих работ в условиях ограничен­ных ресурсов.

Наиболее развитая концепция управления производственными ре­сурсами

— система CSRP (Customer Synchronized Resource Planning — планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем). Отли­чие данной концепции заключается в том, что в управлении компанией учитываются не только основные производственные, финансовые и ма­териальные ресурсы предприятия, но и ресурсы, которые обычно рассматриваются как вспомогательные. Сюда относятся ресурсы, которые расходуются во время маркетинговой работы с клиентом, послепродаж­ного обслуживания проданных товаров, а также внутрицеховые ресурсы.

Чтобы правильно управлять производством товара, понимать, сколько стоит продвижение, производство и обслуживание товара дан­ного типа, нужно учитывать все элементы его функционального жиз­ненного цикла. Реализация концепции CSRP позволяет управлять заказами клиентов, производственными программами и работой пред­приятия в целом с большим эффектом. Например, в рамках данной концепции возможно учитывать вариации и специфику изделия или технологической цепочки. В определении себестоимости продукции можно учитывать и дополнительные операции по сертификации и уп­равленческому сопровождению, послепродажному обслуживанию заказа и др.

Не следует думать, что рассмотренные концепции используются для создания АИС предприятия только в их чистом виде. Часто наблюдает­ся взаимопроникновение этих концепций на модульном уровне. Так, например, при создании специализированных модулей в ERP-системах иногда используются модули из систем, реализующих концепции APS.