8.1. Угрозы безопасности информации, их виды
Автоматизированные информационные технологии позволили перейти на новый уровень в проблеме обработки и передачи информации. В частности, автоматизация решения задач и технология электронных телекоммуникаций позволили решить многие задачи повышения эффективности процессов обработки и передачи данных на предприятиях и в организациях.
Однако наряду с интенсивным развитием вычислительной техники и систем передачи информации все более актуальной становится проблема обеспечения безопасности и защиты данных в информационных технологиях.
Развитие средств, методов и форм автоматизации процессов хранения и обработки информации, массовое применение персональных компьютеров, внедрение информационных технологий на экономических объектах делают информацию гораздо более уязвимой. Информация, циркулирующая в ИТ, может быть незаконно изменена, похищена или уничтожена.
Основными факторами, способствующими повышению ее уязвимости, являются следующие:
• увеличение объемов информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой с помощью компьютеров и других средств автоматизации;
сосредоточение в автоматизированных банках данных и локальных базах данных информации различного назначения и принадлежности;
расширение круга пользователей, имеющих непосредственный доступ к ресурсам информационной технологии и информационной базы;
усложнение режимов работы технических средств вычислительных систем;
автоматизация коммуникационного обмена информацией, в том числе на большие расстояния.
Публикации в зарубежной печати последних лет показывают, что возможности злоупотребления информацией, передаваемой по каналам связи, развивались и совершенство-вались не менее интенсивно, чем средства их предупреждения. Уже в 1974–1975 гг. в правительственных кругах США было раскрыто около 70 случаев несанкционированного проникновения в ЭВМ, которые нанесли ущерб в размере 32 млн. долларов. Важность решения проблемы по обеспечению зашиты информации подтверждается затратами на защитные мероприятия. По опубликованным данным объем продаж средств физического контроля и регулирования в автоматизированных технологиях обработки информации в США в 1985 г. составлял более 570 млн. долларов; западногерманские эксперты по электронике определили, что в 1987 г. в Западной Европе промышленными фирмами, правительственными учреждениями и учебными заведениями было истрачено почти 1,7 млрд. марок на обеспечение безопасности своих компьютеров.
Учитывая, что для построения надежной системы защиты данных в информационных технологиях требуются значительные материальные и финансовые затраты, необходимо не просто разрабатывать частные механизмы защиты информации, а использовать целый комплекс мер, т.е. использовать специальные средства, методы и мероприятия с целью предотвращения потери данных. Таким образом, сегодня рождается новая современная технология — технология защиты информации в ИТ и в сетях передачи данных.
Технология защиты информации в ИТ включает в себя решение следующих проблем:
обеспечение физической целостности информации, т.е. предотвращение искажения или уничтожения элементов информации;
предотвращение подмены (модификации) элементов информации при сохранении ее целостности;
предотвращение несанкционированного получения информации лицами или процессами, не имеющими на это соответствующих полномочий;
использование передаваемых данных только в соответствии с обговоренными сторонами условиями.
Угроза безопасности — это действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства.
Несмотря на предпринимаемые дорогостоящие меры, функционирование автоматизирован-ных информационных технологий на различных предприятиях и в организациях выявило наличие слабых мест в защите информации.
Для того, чтобы принятые меры оказались эффективными, необходимо определить:
• что такое угроза безопасности информации;
• выявить каналы утечки данных и пути несанкционированного доступа к защищаемой информации;
определить потенциального нарушителя;
построить эффективную систему защиты данных в информационных технологиях.
Угрозы безопасности делятся на случайные (непреднамеренные) и умышленные.
Источником случайных (непреднамеренных) угроз могут быть:
отказы и сбои аппаратных средств в случае их некачественного исполнения и физического старения;
помехи в каналах и на линиях связи от воздействия внешней среды;
форсмажорные ситуации (пожар, выход из строя электропитания и т.д.);
схемные системотехнические ошибки и просчеты разработчиков и производителей технических средств;
алгоритмические и программные ошибки;
неумышленные действия пользователей, приводящие к частичному или полному отказу технологии или разрушению аппаратных, программных, информационных ресурсов (неумышленная порча оборудования, удаление, искажение файлов с важной информацией или программ, в том числе системных и т.д.);
неправомерное включение оборудования или изменение режимов работы устройств и программ;
неумышленная порча носителей информации;
запуск технологических программ, способных при некомпетентном использовании вызывать потерю работоспособности системы (зависания или зацикливания) или необратимые изменения в информационной технологии (форматирование или реструктуризация носителей информации, удаление данных и т.д.);
нелегальное внедрение и использование неучтенных программ (игровых, обучающих, технологических и др., не являющихся необходимыми для выполнения нарушителем своих служебных обязанностей) с последующим необоснованным расходованием ресурсов (загрузка процессора, захват оперативной памяти и памяти на внешних носителях информации и т.д.);
• заражение компьютерными вирусами;
неосторожные действия, приводящие к разглашению конфиденциальной информации или делающие ее общедоступной;
разглашение, передача или утрата атрибутов разграничения доступа (паролей, ключей шифрования, идентификационных карточек, пропусков и т.д.);
проектирование архитектуры технологии, разработка прикладных программ с возможностями, представляющими угрозу для работоспособности информационной технологии и безопасности информации;
вход в систему в обход средств защиты (загрузка посторонней операционной системы со сменных носителей информации и т.д.);
некомпетентное использование, настройка или неправомерное отключение средств защиты персоналом службы безопасности экономического объекта;
пересылка данных по ошибочному адресу абонента или устройства;
ввод ошибочных данных;
неумышленное повреждение каналов связи и т.д.
Меры защиты от таких угроз носят в основном организационный характер.
Злоумышленные или преднамеренные угрозы — результат активного воздействия человека на объекты и процессы с целью умышленной дезорганизации функционирования информационной технологии, вывода ее из строя, проникновения в систему и несанкционированного доступа к информации.
Умышленные угрозы, в свою очередь, делятся на следующие виды:
Пассивные угрозы направлены на несанкционированное использование информационных ресурсов, не оказывая при этом влияния на функционирование ИТ.
Активные угрозы имеют целью нарушение нормального функционирования ИТ посредством целенаправленного воздействия на аппаратные, программные и информационные ресурсы.
К пассивной угрозе относится, например, попытка получения информации, циркулирующей в каналах связи, посредством их прослушивания.
К активным угрозам относятся, например, разрушение или радиоэлектронное подавление каналов связи, вывод из строя рабочих станций сети, искажение сведений в базах данных либо в системной информации в информационных технологиях и т.д.
Умышленные угрозы подразделяются также на следующие виды:
1. Внутренние
| возникают внутри управляемой организации. Они чаще всего сопровождаются социальной напряженностью и тяжелым моральным климатом на экономическом объекте, который провоцирует специалистов выполнять какие-либо правонарушения по отношению к информационным ресурсам
|
2. Внешние | направлены на информационную технологию извне. Такие угрозы могут возникать из-за злонамеренных действий конкурентов, экономических условий и других причин (например, стихийных бедствий) |
По данным зарубежных источников, в настоящее время широкое распространение получил промышленный шпионаж, наносящий ущерб владельцу коммерческой тайны. В процессе промышленного шпионажа выполняются незаконные сборы, присвоение и передача сведений, составляющих коммерческую тайну, лицом, не уполномоченным на это ее владельцем.
Практика функционирования информационных технологий показывает, что в настоящее время существует большое количество угроз безопасности информации. К основным угрозам безопасности информации и нормального функционирования информационной технологии относятся большое количество различных угроз, которые могут иметь локальный характер или интегрированный, т.е. совмещаться, комбинироваться или совпадать по своим действиям с другими видами угроз безопасности.
В целом можно выделить следующие умышленные угрозы безопасности данных в информационных технологиях (включая активные, пассивные, внутренние и внешние), представленные на рис.8.1.
Конфиденциальная информация — это информация, исключительное право на пользование которой принадлежит определенным лицам или группе лиц.
Несанкционированный доступ — это нарушение установленных правил разграничения доступа, последовавшее в результате случайных или преднамеренных действий пользователей или других субъектов системы разграничений.
1. Раскрытие конфиденциальной информации — это бесконтрольный выход конфиден-циальной информации за пределы информационной технологии или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы.
Раскрытие конфиденциальной информации может быть следствием:
разглашения конфиденциальной информации;
утечки информации по различным, главным образом техническим, каналам (по визуально-оптическим, акустическим, электромагнитным и др.);
несанкционированного доступа к конфиденциальной информации различными способами.
Иногда выделяют разглашение информации ее владельцем или обладателем путем умышленных или неосторожных действий должностных лиц и пользователей, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или по работе, приведшие к ознакомлению с ними лиц, не допущенных к этим сведениям.
2. Несанкционированный доступ к информации выражается в противоправном преднамеренном овладении конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям.
Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации являются:
перехват электронных излучений;
принудительное электромагнитное
облучение (подсветка) линий связи с целью получения паразитной модуляции несущей;
применение подслушивающих устройств (закладок);
дистанционное фотографирование;
перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;
чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;
копирование носителей информации с преодолением мер защиты;
маскировка под зарегистрированного пользователя («маскарад»);
использование недостатков языков программирования и операционных систем;
маскировка под запросы системы;
использование программных ловушек;
незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;
расшифровка специальными программами зашифрованной информации;
информационные инфекции.
Перечисленные пути несанкционированного доступа требуют достаточно больших технических знаний и соответствующих аппаратных или программных разработок со стороны взломщика. Например, используются технические каналы утечки — это физические пути от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которых возможно получение охраняемых сведений. Причиной возникновения каналов утечки являются конструктивные и технологические несовершенства схемных решений либо эксплуатационный износ элементов. Все это позволяет взломщикам создавать действующие на определенных физических принципах преобразователи, образующие присущий этим принципам канал передачи информации — канал несанкционированного доступа.
Возможные пути утечки информации при обработке и передаче данных в автоматизированной информационной технологии представлены на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Возможные пути утечки информации при обработке и передаче данных
- 1. Введение в информационные технологии
- Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- Общее сравнение информационной и производственной технологий
- 1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
- 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
- 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
- 5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
- 6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
- 1.2. Эволюция информационных технологий, этапы их развития
- 1. Вид задач и процессов обработки информации.
- 2. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
- 3. Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология.
- 4. Виды инструментария технологии.
- 1.4. Классификация информационных технологий
- Рис 1.14. Классификация информационных технологий по степени охвата задач управления
- 2. Платформа в информационных технологиях
- Понятие платформы
- Операционные системы как составная часть платформы
- 2.5. Критерии выбора платформы
- 1. Отношение стоимость-производительность.
- 2. Надежность и отказоустойчивость.
- 3. Масштабируемость.
- 4. Совместимость и мобильность программного обеспечения.
- 3. ТехнологическиеПроцессы обработки информации в информационных технологиях
- 3.1. Технологический процесс обработки информации и его классификация
- 3.2. Операции технологического процесса обработки информации, их классификация
- 3.4. Организация технологического процесса обработки информации
- 3.5. Графическое изображение технологического процесса
- 4. Информационные технологии конечного пользователя
- 4.1. Автоматизированное рабочее место
- 4.2. Электронный офис
- 4.3. Пользовательский интерфейс и его виды
- 5.Технологии открытых систем
- 5.1. Основные понятия открытых систем
- 6.2. Понятие локальных вычислительных сетей
- Рис 6.3 Каналы связи, используемые в лвс
- 6.3. Распределенная обработка данных. Технология «клиент-сервер»
- 6.4. Информационные хранилища
- 6.5. Геоинформационные системы
- 6.6. Технология групповой работы. Корпоративные системы
- 6.7. Технологии видеоконференций
- 7. Информационные технологии в глобальных сетях
- 7.1. История развития глобальной сети Internet
- 7.2. Электронная почта
- 7.3. Телеконференции
- 7.4. Гипертекстовые технологии
- Глобальные гинерссылки
- 7.5. Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях
- Сетевая служба www
- Get /index.Html http/1.0
- Http/1.0 200 ok
- 7.6. Технологии мультимедиа
- 8. Организация защиты информации в информационных технологиях
- 8.1. Угрозы безопасности информации, их виды
- В информационной технологии
- 8.2. Система защиты данных в информационных технологиях
- В информационных технологиях
- 8.3. Методы и средства обеспечения безопасности информации
- В информационных технологиях
- 8.4. Механизмы безопасности информации, их виды
- 8.5. Основные меры и способы защиты информации в информационных технологиях
- 8.6. Понятие и виды вредоносных программ
- 8.7. Виды компьютерных вирусов, их классификация
- 8.8. Защита от компьютерных вирусов
- 1. Юридические меры защиты от компьютерных вирусов.