В информационной технологии
Однако есть и достаточно примитивные пути несанкционированного доступа:
хищение носителей информации и документальных отходов;
инициативное сотрудничество;
склонение к сотрудничеству со стороны взломщика;
выпытывание;
подслушивание;
наблюдение и другие пути.
Любые способы утечки конфиденциальной информации могут привести к значительному материальному и моральному ущербу как для организации, где функционирует информационная технология, так и для ее пользователей.
Компрометация информации (один из видов информационных инфекций). Реализуется, как правило, посредством несанкционированных изменений в базе данных, в результате чего ее потребитель вынужден либо отказаться от нее, либо предпринимать дополнительные усилия для выявления изменений и восстановления истинных сведений. При использовании скомпрометированной информации потребитель подвергается опасности принятия неверных решений.
Несанкционированное использование информационных ресурсов, с одной стороны, является последствиями ее утечки и средством ее компрометации. С другой стороны, оно имеет самостоятельное значение, так как может нанести большой ущерб управляемой системе (вплоть до полного выхода информационной технологии из строя) или ее абонентам.
5. Отказ от информации состоит в непризнании получателем или отправителем этой информации фактов ее получения или отправки. Это позволяет одной из сторон расторгать заключенные финансовые соглашения «техническим» путем, формально не отказываясь от них, нанося тем самым второй стороне значительный ущерб.
6. Нарушение информационного обслуживания представляет собой весьма существенную и распространенную угрозу, источником которой является сама автоматизированная информационная технология. Задержка с предоставлением информационных ресурсов абоненту может привести к тяжелым для него последствиям. Отсутствие у пользователя своевременных данных, необходимых для принятия решения, может вызвать его нерациональные действия.
7. Незаконное использование привилегий. Любая защищенная технология содержит средства, используемые в чрезвычайных ситуациях, или средства, которые способны функционировать с нарушением существующей политики безопасности. Например, на случай внезапной проверки пользователь должен иметь возможность доступа ко всем наборам системы. Обычно эти средства используются администраторами, операторами, системными программистами и другими пользователями, выполняющими специальные функции.
Люк — скрытая, недокументированная точка входа в программный модуль, входящий в состав программного обеспечения ИТ.
Большинство систем защиты в таких случаях используют наборы привилегий, т. е. для выполнения определенной функции требуется определенная привилегия. Обычно пользователи имеют минимальный набор привилегий, администраторы — максимальный.
Наборы привилегий охраняются системой защиты. Несанкционированный (незаконный) захват привилегий возможен при наличии ошибок в системе зашиты, но чаще всего происходит в процессе управления системой защиты, в частности, при небрежном пользовании привилегиями.
Строгое соблюдение правил управления системой защиты, а также принципа минимума привилегий позволяет избежать таких нарушений.
Большинство из перечисленных технических путей утечки информации поддаются надежной блокировке при правильно разработанной и реализуемой на практике системе обеспечения безопасности.
8. «Взлом системы» — умышленное проникновение в информационную технологию, когда взломщик не имеет санкционированных параметров для входа. Способы взлома могут быть различными, и при некоторых из них происходит совпадение с ранее описанными угрозами. Например, использование пароля пользователя информационной технологии, который может быть вскрыт, например, путем перебора возможных паролей.
Следует отметить, что основную нагрузку защиты системы от взлома несет программа входа. Алгоритм ввода имени и пароля, их шифрование, правила хранения и смены паролей не должны содержать ошибок. Противостоять взлому системы поможет, например, ограничение попыток неправильного ввода пароля (т.е. исключить достаточно большой перебор) с последующей блокировкой персонального компьютера (рабочей станции) и уведомлением администратора в случае нарушения. Кроме того, администратор безопасности должен постоянно контролировать активных пользователей системы: их имена, характер работы, время входа и выхода и т.д. Такие действия помогут своевременно установить факт взлома и предпринять необходимые действия.
Реализация угроз безопасности информации в информационных технологиях приводит к различным видам прямых или косвенных потерь.
Потери могут быть связаны с материальным ущербом:
• стоимость компенсации, возмещение другого косвенно утраченного имущества;
стоимость ремонтно-восстановительных работ;
расходы на анализ, исследование причин и величины ущерба;
• дополнительные расходы на восстановление информации, связанные с восстановлением работы и контролем данных и т.д.
Потери могут выражаться в ущемлении интересов экономического объекта, финансовых издержках или в потере клиентуры.
Специалистам информационных технологий следует помнить, что довольно большая часть причин и условий, создающих предпосылки и возможность неправомерного овладения конфиденциальной информацией, возникает из-за элементарных недоработок руководителей предприятий и организаций и их сотрудников.
Например, к причинам и условиям, создающим предпосылки для утечки коммерческих секретов, могут относиться:
недостаточное знание работниками организации правил защиты конфиденциальной информации и непонимание необходимости их тщательного соблюдения;
использование неаттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации;
слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми, организационными и инженерно-техническими мерами;
текучесть кадров, в том числе владеющих сведениями, составляющими коммерческую тайну;
организационные недоработки, в результате которых виновниками утечки информации являются люди — сотрудники информационных технологий.
Необходимо отметить, что особую опасность в настоящее время представляет проблема компьютерных вирусов и вредоносных программ, т.к. эффективной зашиты против них разработать не удалось.
Этот вид угроз может быть непосредственно связан с понятием «атака», который в настоящее время широко используется нарушителями против информационных технологий различных экономических объектов.
Атака – злонамеренные действия взломщика, попытки реализации им любого вида угрозы.
Например, атакой является применение любой из вредоносных программ. Среди атак на информационные технологии часто выделяют «маскарад» и «взлом системы», которые могут быть результатом реализации разнообразных угроз (или комплекса угроз). В этой связи важно определить характеристику человека, который может реализовать угрозы безопасности информации в информационных технологиях.
Субъекты, совершившие противоправные действия по отношению к информации в информационных технологиях, называются нарушителями. Нарушителями в информационных технологиях экономического объекта являются, прежде всего, пользователи и работники ИТ, имеющие доступ к информации. Поданным некоторых исследований, 81,7% нарушений совершается служащими организации, имеющими доступ к информационным технологиям, и только 17,3% — лицами со стороны (в том числе 1% приходится на случайных лиц).
Для определения потенциального нарушителя следует определить:
Предполагаемую категорию лиц, к которым может принадлежать нарушитель.
Мотивы действий нарушителей (цели, которые нарушители преследуют).
Квалификацию нарушителей и их техническую оснащенность (методы и средства, используемые для совершения нарушений).
1. Предполагаемая категория лиц. По отношению к информационной технологии нарушители могут быть внутренними (из числа персонала информационной технологии) или внешними (посторонние лица).
Внутренними нарушителями могут быть лица из следующих категорий персонала:
• специалисты (пользователи) информационной технологии;
сотрудники-программисты, сопровождающие системное, общее и прикладное программное обеспечение;
персонал, обслуживающий технические средства (инженерные работники информационной технологии);
другие сотрудники, имеющие санкционированный доступ к ресурсам информационной технологии (в том числе подсобные рабочие уборщицы, электрики, сантехники и т.д.);
сотрудники службы безопасности информационной технологии;
руководители различного уровня управления.
Доступ к ресурсам информационной технологии других посторонних лиц, не принадлежащих к указанным категориям, может быть ограничен организационно-режимными мерами.
Однако следует также учитывать следующие категории посторонних лиц:
• посетители (лица, приглашенные по какому-либо поводу);
• клиенты (представители сторонних организаций или граждане, с которыми работают специалисты организации);
представители организаций, взаимодействующих по вопросам обеспечения жизнедеятельности экономического объекта (энерго-, водо-, теплоснабжения и т.д.);
представители конкурирующих организаций, иностранных спецслужб, лиц, действующих по их заданию и т.д.;
лица, случайно или умышленно нарушившие пропускной режим (даже без цели нарушения безопасности ИТ);
любые лица за пределами контролируемой территории.
2. Мотивы действий нарушителей. Можно выделить три основных мотива нарушений:
Безответственность | Пользователь целенаправленно или случайно производит какие-либо разрушающие действия, не связанные со злым умыслом, которые, однако, могут привести к достаточно серьезным последствиям. В большинстве случаев такие действия являются следствием некомпетентности или небрежности |
Самоутверждение | Специалист ИТ или пользователь хочет самоутвердиться в своих глазах или в глазах коллег, выполнив какие-либо действия, связанные с функционированием информационной технологии, доказывая свою высокую компетентность |
Корыстный интерес | В этом случае пользователь будет целенаправленно пытаться преодолеть систему защиты для доступа к хранимой, передаваемой и обрабатываемой информации в ИТ. Даже если информационная технология имеет средства, делающие такое проникновение чрезвычайно сложным, полностью защитить ее от проникновения нарушителя практически невозможно |
3. Квалификация нарушителей и их уровень технической оснащенности. По уровню квалификации всех нарушителей можно классифицировать по четырем классификационным признакам:
1. По уровню знаний об информационной технологии различают нарушителей:
знающих функциональные особенности информационной технологии, умеющих пользоваться штатными средствами;
обладающих высоким уровнем знаний и опытом работы с техническими средствами информационной технологии и их обслуживания;
обладающих высоким уровнем знаний в области программирования и вычислительной техники, проектирования и эксплуатации информационных технологий;
знающих структуру, функции и механизм действия средств защиты, их сильные и слабые стороны.
2. По уровню возможностей нарушителями могут быть:
• применяющие агентурные методы получения сведений;
применяющие пассивные средства (технические средства перехвата без модификации компонентов информационной технологии);
использующие только штатные средства и недостатки систем защиты для ее преодоления (несанкционированные действия с использованием разрешенных средств), а также компактные машинные носители информации, которые могут быть скрытно пронесены через посты охраны;
• применяющие методы и средства активного воздействия (модификация и подключение дополнительных устройств, внедрение программных «закладок» и т. д.).
3. По времени действия различают нарушителей действующих:
в процессе функционирования информационной технологии (во время работы компонентов системы);
в нерабочее время, во время плановых перерывов в работе информационной технологии, перерывов для обслуживания и ремонта и т.д.;
как в процессе функционирования информационной технологии, так и в нерабочее время.
4. По месту действия нарушители могут быть:
имеющие доступ в зону управления средствами обеспечения безопасности ИТ;
имеющие доступ в зону данных;
действующие с автоматизированных рабочих мест (рабочих станций);
действующие внутри помещений, но не имеющие доступа к техническим средствам информационной технологии;
действующие с контролируемой территории без доступа в здания и сооружения;
не имеющие доступа на контролируемую территорию организации.
Определение конкретных значений характеристик потенциальных нарушителей в значительной степени субъективно. Поэтому все выше указанные характеристики рассматриваются в комплексе с учетом тщательной проверки каждой.
- 1. Введение в информационные технологии
- Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- Общее сравнение информационной и производственной технологий
- 1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
- 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
- 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
- 5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
- 6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
- 1.2. Эволюция информационных технологий, этапы их развития
- 1. Вид задач и процессов обработки информации.
- 2. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
- 3. Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология.
- 4. Виды инструментария технологии.
- 1.4. Классификация информационных технологий
- Рис 1.14. Классификация информационных технологий по степени охвата задач управления
- 2. Платформа в информационных технологиях
- Понятие платформы
- Операционные системы как составная часть платформы
- 2.5. Критерии выбора платформы
- 1. Отношение стоимость-производительность.
- 2. Надежность и отказоустойчивость.
- 3. Масштабируемость.
- 4. Совместимость и мобильность программного обеспечения.
- 3. ТехнологическиеПроцессы обработки информации в информационных технологиях
- 3.1. Технологический процесс обработки информации и его классификация
- 3.2. Операции технологического процесса обработки информации, их классификация
- 3.4. Организация технологического процесса обработки информации
- 3.5. Графическое изображение технологического процесса
- 4. Информационные технологии конечного пользователя
- 4.1. Автоматизированное рабочее место
- 4.2. Электронный офис
- 4.3. Пользовательский интерфейс и его виды
- 5.Технологии открытых систем
- 5.1. Основные понятия открытых систем
- 6.2. Понятие локальных вычислительных сетей
- Рис 6.3 Каналы связи, используемые в лвс
- 6.3. Распределенная обработка данных. Технология «клиент-сервер»
- 6.4. Информационные хранилища
- 6.5. Геоинформационные системы
- 6.6. Технология групповой работы. Корпоративные системы
- 6.7. Технологии видеоконференций
- 7. Информационные технологии в глобальных сетях
- 7.1. История развития глобальной сети Internet
- 7.2. Электронная почта
- 7.3. Телеконференции
- 7.4. Гипертекстовые технологии
- Глобальные гинерссылки
- 7.5. Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях
- Сетевая служба www
- Get /index.Html http/1.0
- Http/1.0 200 ok
- 7.6. Технологии мультимедиа
- 8. Организация защиты информации в информационных технологиях
- 8.1. Угрозы безопасности информации, их виды
- В информационной технологии
- 8.2. Система защиты данных в информационных технологиях
- В информационных технологиях
- 8.3. Методы и средства обеспечения безопасности информации
- В информационных технологиях
- 8.4. Механизмы безопасности информации, их виды
- 8.5. Основные меры и способы защиты информации в информационных технологиях
- 8.6. Понятие и виды вредоносных программ
- 8.7. Виды компьютерных вирусов, их классификация
- 8.8. Защита от компьютерных вирусов
- 1. Юридические меры защиты от компьютерных вирусов.