1.2. Эволюция информационных технологий, этапы их развития
Развитие информационных технологий можно разделить на эволюционные этапы, представленные на рис. 1.4.
1-й ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ |
2-й ЭТАП ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ |
3-й ЭТАП РАСПРОСТРАНЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ (XV В.) |
4-й ЭТАП ИЗОБРЕТЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СРЕДСТВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ, РАДИО, ТЕЛЕГРАФА, ТЕЛЕФОНА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.) |
5-й ЭТАП ИЗОБРЕТЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (СЕРЕДИНА XX В.) |
6-й ЭТАП ИЗОБРЕТЕНИЕ МИКРОПРОЦЕССОРА, СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА (ПК) (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В. - НАЧАЛО XXI В.) |
Рис. 1.4. Этапы эволюционного развития информационных технологий
Исходя из определения понятия «информационная технология», под которой понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, можно заключить, что история развития информационных технологий берет свое начало с появления речи. Этот период рассматривают как первый этап эволюции информационных технологий.
Упростился обмен информации между отдельными людьми при личном контакте. Также упростилась передача информации между ближайшими поколениями людей (от деда к отцу и далее к внуку). Появились хранители знаний — жрецы, духовенство. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственные и социальные процессы в обществе.
Однако передача информации «из уст в уста» терялась со смертью человека. Кроме того, не было возможности организовать передачу информации ни во времени, ни в пространстве без участия человека.
Второй этап эволюции информационной технологии связан с появлением письменности. Появилась возможность накапливать и передавать информацию многим поколениям. В качестве носителя информации использовалось письменное сообщение. Благодаря этим возможностям информационная технология поднялась на следующую ступень развития.
Появление в 1445 г. первого печатного станка и книгопечатания привело к третьему этапу эволюции информационной технологии, который длился около 500 лет. Знания стали тиражироваться, ускорился обмен информацией между людьми. Информация уже могла влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио.
Тем не менее, еще до конца XIX в. около 95% работающего населения было занято в сфере материального производства, а в информационной сфере — не более 5%. К середине XX в. процент населения, занятого в информационной сфере, возрос примерно до 30% от всего трудового населения развитых стран, и далее эта тенденция продолжает возрастать.
В конце XIX — начале XX в. наступил четвертый этап информационной эволюции, связанный с изобретением и распространением средств передачи информации: радио, телеграфа, телефона и т. д.
Появилась возможность передавать информацию в режиме реального времени на любые расстояния.
Появление первых электронно-вычислительных машин в 1946 г. привело к переходу на пятый этап эволюции информационных технологий. Был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Появилась возможность передачи видео- и аудиоинформации на большие расстояния, появилась возможность создания информационных фондов.
В течение пятого этапа происходило развитие ЭВМ, что приводило к последовательному развитию информационных технологий.
Основным критерием функционирования информационных технологий в этот период являлась экономия машинных ресурсов. При этом преследовалась цель максимальной загрузки оборудования, которая обеспечивалась организацией пакетного режима обработки информации.
Пакетный режим резко повысил производительность использования ЭВМ, но затруднил процесс отладки программ и создания новых программных продуктов.
В начале 80-х гг. появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий на базе ЭВМ третьего поколения стала экономия труда программиста, что было реализовано посредством разработки инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах:
реального времени;
разделения времени;
в пакетном режиме.
Системы разделения времени позволили специалисту работать в Диалоговом режиме, так как ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (PL, Pascal и др.), пакеты прикладных программ (ППП), системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети ЭВМ, сформировалась новая научная отрасль — информатика.
Для автоматизации управления экономическими объектами разрабатывались автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД) и другие автоматизированные системы обработки экономической информации (СОЭИ).
Шестой этап эволюции информационных технологий начался с появления микропроцессора и персонального компьютера (ПК).
Персональный компьютер — это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно-формализуемых процессов человеческой деятельности. Основным критерием функционирования информационных технологий явилось использование их для формализации знаний и внедрения во все сферы человеческой деятельности.
Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных.
Информатика — это наука, изучающая законы и методы сбора, накопления, хранения, передачи и обработки информации с использованием средств вычислительной техники.
Информатизация общества — это процесс удовлетворения информационных потребностей человечества в информационных ресурсах.
Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации — 60—80 % трудового населения развитых стран.
В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний с целью информатизации общества.
Появились машины с параллельной обработкой данных — транспьютеры. Для них был создан новый язык — язык параллельного программирования. Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим, бесклавиатурные компьютеры, а также графические операционные системы и новые информационные технологии: объектно-ориентированные, гипертекст, мультимедиа, CASE-технология и т. д.
Несмотря на общее эволюционное развитие информационных технологий, существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием средств вычислительной техники, которые определяются различными классификационными признаками деления, представленными на рисунке 1.5.
Общим для всех подходов является то, что с появлением ПЭВМ начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой. В соответствии с этим выделяют различные признаки деления, в соответствии с которыми рассматриваются этапы развития информационных технологий.
- 1. Введение в информационные технологии
- Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- Общее сравнение информационной и производственной технологий
- 1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
- 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
- 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
- 5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
- 6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
- 1.2. Эволюция информационных технологий, этапы их развития
- 1. Вид задач и процессов обработки информации.
- 2. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
- 3. Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология.
- 4. Виды инструментария технологии.
- 1.4. Классификация информационных технологий
- Рис 1.14. Классификация информационных технологий по степени охвата задач управления
- 2. Платформа в информационных технологиях
- Понятие платформы
- Операционные системы как составная часть платформы
- 2.5. Критерии выбора платформы
- 1. Отношение стоимость-производительность.
- 2. Надежность и отказоустойчивость.
- 3. Масштабируемость.
- 4. Совместимость и мобильность программного обеспечения.
- 3. ТехнологическиеПроцессы обработки информации в информационных технологиях
- 3.1. Технологический процесс обработки информации и его классификация
- 3.2. Операции технологического процесса обработки информации, их классификация
- 3.4. Организация технологического процесса обработки информации
- 3.5. Графическое изображение технологического процесса
- 4. Информационные технологии конечного пользователя
- 4.1. Автоматизированное рабочее место
- 4.2. Электронный офис
- 4.3. Пользовательский интерфейс и его виды
- 5.Технологии открытых систем
- 5.1. Основные понятия открытых систем
- 6.2. Понятие локальных вычислительных сетей
- Рис 6.3 Каналы связи, используемые в лвс
- 6.3. Распределенная обработка данных. Технология «клиент-сервер»
- 6.4. Информационные хранилища
- 6.5. Геоинформационные системы
- 6.6. Технология групповой работы. Корпоративные системы
- 6.7. Технологии видеоконференций
- 7. Информационные технологии в глобальных сетях
- 7.1. История развития глобальной сети Internet
- 7.2. Электронная почта
- 7.3. Телеконференции
- 7.4. Гипертекстовые технологии
- Глобальные гинерссылки
- 7.5. Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях
- Сетевая служба www
- Get /index.Html http/1.0
- Http/1.0 200 ok
- 7.6. Технологии мультимедиа
- 8. Организация защиты информации в информационных технологиях
- 8.1. Угрозы безопасности информации, их виды
- В информационной технологии
- 8.2. Система защиты данных в информационных технологиях
- В информационных технологиях
- 8.3. Методы и средства обеспечения безопасности информации
- В информационных технологиях
- 8.4. Механизмы безопасности информации, их виды
- 8.5. Основные меры и способы защиты информации в информационных технологиях
- 8.6. Понятие и виды вредоносных программ
- 8.7. Виды компьютерных вирусов, их классификация
- 8.8. Защита от компьютерных вирусов
- 1. Юридические меры защиты от компьютерных вирусов.