logo
Лекции ИТ - СГМУ (Full)

6.6. Технология групповой работы. Корпоративные системы

Любая организация — это совокупность взаимодействующих эле­ментов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структу­ру. Элементы связаны между собой функционально, т. е. они выполня­ют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также ин­формационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями. Кроме того, эти элементы взаимодейству­ют с внешними системами, причем их взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным.

Для организации коллективной работы сотрудников разных подраз­делений организации были разработаны технологии обеспечения груп­повой работы. Они объединяют средства индивидуального и группового планирования заданий, предметных и офисных приложений, электрон­ной почты, электронного документооборота, автоматизации деловых процессов, календарного планирования, что обеспечивает оптимальное использование человеческих, временных и информационных ресурсов организации.

Функции технологии обеспечения групповой работы реализуют­ся посредством следующих программных модулей, представленных на рис.6.23.

ПРОГРАММНЫЕ МОДУЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Универсальный почтовый ящик

Электронная почта

Персональный календарь

Средство группового планирования

Управление заданиями

Последовательная маршрутизация

Управление деловыми процессами

Рис. 6.23. Функции технологии обеспечения групповой работы

Универсальный почтовый ящик — собирает, фильтрует, сортирует, накапливает в иерархических папках все поступающие сообщения элек­тронной почты, включая мультимедийные.

Электронная почта — обеспечивает обмен сообщениями между со­трудниками независимо от их размещения в одном или нескольких зда­ниях.

Персональный календарь — средство индивидуального планирова­ния. Позволяет отслеживать личные и плановые встречи, собрания, дру­гие производственные мероприятия.

Средства группового планирования — обеспечивают планирование встреч, собраний, событий для пользователей, групп и ресурсов, позво­ляют изменить расписание персональных календарей других сотрудни­ков. Руководитель может просмотреть на экране календари нескольких сотрудников и внести в них изменения.

Управление заданиями — позволяет выдать или откорректировать производственное задание сотрудникам, при этом в персональные ка­лендари будут внесены даты и приоритеты исполнения.

Последовательная маршрутизация — дает возможность послать зада­ние или сообщение конкретной группе сотрудников для поочередного прочтения и выполнения. Первый сотрудник, получив сообщение, вы­полняет его и возвращает с отметкой о выполнении. Вслед за этим сооб­щение автоматически маршрутизируется следующему списку сотрудни­ков.

Управление деловыми процессами — позволяет создавать базу карт де­ловых процессов, обеспечивать маршрутизацию электронных докумен­тов, управлять и контролировать простые деловые процессы, визуально представлять деловые процессы и т.д.

Объектами в системе групповой работы являются:

Пользователь

Это любой сотрудник, который владеет почтовым ящиком, инструментами индиви­дуального и группового планирования, электронной почтой, средствами электрон­ного документооборота

Группа

Это пользователи отдела или подразделения. Они являются объектами для группо­вого планирования, управления заданиями, последовательной маршрутизации

Ресурс

Это конференц-зал, видеомагнитофон, офисное и другое оборудование, которое может совместно использоваться пользователями и группами

Псевдоним

Это системное имя какого-либо объекта

Корпоративная информаци­онная система — автома­тизированная система уп­равления крупными, терри­ториально рассредоточенны­ми предприятиями, имею­щими несколько уровней управления.

Системы групповой работы использу­ются на небольших предприятиях. Для управления крупными предприятиями требуется создание корпоративной ин­формационной системы.

Назначение корпоративной инфор­мационной системы — обеспечить реше­ние внутренних задач управления:

• бухгалтерский учет;

• финансовое планирование и фи­нансовый анализ;

• расчеты с поставщиками и покупателями;

• анализ рынка;

• управление кадрами и т.д.

Корпоративная информационная система строится на основе кор­поративной сети. Корпоративную сеть можно представить в виде слож­ной системы, состоящей из нескольких взаимодействующих слоев, представленных на рис.6.24.

КОРПОРАТИВНАЯ СЕТЬ

Совокупность объединенных ПК

Транспортная подсистема

Сетевые операционные системы

Системы управления базами данных

Системные сервисы

Специальные программные средства

Рис. 6.24. Структура корпоративной сети

1. ПК, объединенные каналами связи, являются центрами хране­ния и обработки информации.

2. Транспортная подсистема обеспечивает надежную передачу пакетов информации между ПК.

3. Сетевые операционные системы организуют работу приложений в ПК и предоставляют ресурсы ПК в общее пользование.

4. Системы управления базами данных обеспечивают хранение корпоративной информации в упорядоченном виде и производят над информацией основные базовые операции поиска.

5. Системные сервисы предоставляют конечным пользователям корпоративную информацию в форме, удобной для принятия решений, а также выполняют некоторые общие для всех предприятий процедуры обработки информации. К этим сервисам относятся системы электрон­ной почты, системы коллективной работы и др.

6. Специальные программные средства выполняют задачи, специ­фические для данного предприятия или предприятий данного типа. Примерами таких средств являются: система автоматизации банковской деятельности, организации бухгалтерского учета, автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами и т.д.

Корпоративная сеть соединяет сети всех подразделений предпри­ятия, даже находящихся на значительных расстояниях. Корпоративные сети используют глобальные связи для соединения локальных сетей или отдельных компьютеров. Пользователям корпоративных сетей требуют­ся все те приложения и услуги, которые имеются в локальных сетях от­делов и подразделений, и некоторые дополнительные приложения и ус­луги, например доступ к приложениям мейнфреймов и мини-компью­теров и к глобальным связям. Наряду с базовыми сервисами, связанными с разделением файлов и принтеров, сетевая операционная система, которая разрабатывается для корпоративных сетей, должна поддерживать более широкий набор сервисов, в который обычно входят почтовая служба, средства коллективной работы, поддержка удаленных пользователей, факс-сервис, обработка голосовых сообщений, органи­зация видеоконференций и др.

Операционные системы, разработанные для корпоративных сетей, имеют следующие особенности:

Поддержка приложений. В корпоративных сетях выполняются сложные приложения, требующие для выполнения большой вычисли­тельной мощности. Приложения будут выполняться более эффективно, если их наиболее сложные в вычислительном отношении части перене­сти на специально предназначенный для этого мощный компьютер — сервер приложений.

Справочная служба. Корпоративная ОС должна хранить информа­цию обо всех пользователях и ресурсах. Главный справочник домена хранит информацию о пользователях, которая используется при органи­зации их логического входа в сеть. Данные о тех же пользователях могут содержаться и в другом справочнике, используемом электронной по­чтой. Могут существовать базы, которые поддерживают разрешение низкоуровневых адресов. Наличие единой справочной службы для сете­вой операционной системы — один из важнейших признаков ее корпо­ративности.

Безопасность. Особую важность для ОС корпоративной сети при­обретают вопросы безопасности данных. Для защиты данных в корпора­тивных сетях наряду с различными аппаратными средствами использу­ются средства защиты, предоставляемые операционной системой: изби­рательные или мандатные права доступа, сложные процедуры аутентификации пользователей, программная шифрация.