logo search
Posobie_Cpp

Void main()

{

circle MyCircle; // переменная типа circle MyCircle.radius = 18; // свойство окружности ‑ радиус MyCircle.color = 255; // свойство цвет cout<< MyCircle.radius<< MyCircle.color;

}

Класс в C++ имеет как ассоциированные с ним свойства, так и функции (методы), которые выполняют некоторые действия. Например, вывода окружности на экран. Следовательно, в программе, которая использует объект MyCircle класса circle, можно написать следующий код:

MyCircle.radius = 20; MyCircle.color = 255; MyCircle.DisplayCircle() ;

Первые два оператора присваивают значения свойствам radius и color объекта MyCircle, а третий ‑ вызывает функцию DisplayCircle(). Перед тем как работать с классом, его следует объявить. Вот возможное объявление класса Сircle:

class Circle {

public:

Circle () ; // конструктор

void SetRadius(void) ; // прототипы функций классов (методов)

void GetRadius(void) ;

~Circle () ; // деструктор

private:

void CalculateArea(void); // прототип функции класса (метода) int radius;

int color;

}; // не забывайте про точку с запятой!

Ключевое слово class показывает компилятору, что все находящееся в фигурных скобках принадлежит объявлению класса. Объявление класса содержит объявление элементов данных (например, int radius) и прототипы функций ‑ элементов класса. В объявлении класса Circle содержатся следующие элементы данных:

int radius; int color;

Объявление также содержит пять прототипов функций-элементов:

Circle();

void SetRadius(void) ; void GetRadius(void) ; ~Circle () ; void CalculateArea(void);

Первый и четвертый прототипы выглядят странно. Первый из них является прототипом функции конструктора1:

Circle();

а другой – деструктора:

~Circle ();

Обратите внимание на символ тильды (~), который предшествует прототипу функции деструктора.

Запомните синтаксические правила для конструктора:

и деструктора:

Прототипы функций и объявления элементов данных включаются в объявлении класса в разделы public (открытый) или private (закрытый). Ключевые слова public и private говорят компилятору о доступности элементов-функций и данных. Например, функция SetRadius() определена в разделе public, и это означает, что любая функция программы может вызвать функцию SetRadius(). Функция CalculateArea() определена в разделе private, и эту функцию можно вызвать только в коде функций-элементов класса Circle.

Аналогично, поскольку элемент данных radius объявлен в разделе private, прямой доступ к нему (для установки или чтения его значения) возможен только в коде функций-элементов класса Circle.

После того, как в программе дано определение класса, можно объявить и другой объект, класса Circle, например, с именем HerCircle. Делается это так:

Circle HerCircle;

Следующие операторы присваивают значения элементам данных HerCircle - radius и color:

HerCircle.radius = 30; HerCircle.color = 0;

HerCircle.DisplayCircle(); // рисование окружности.