7.2. Как объявлять функции класса?
Определение методов во многом напоминает определение обычных функции. Небольшие функции-элементы можно определять внутри определения класса:
class Stock
{
private:
int shares;
double total_val;
double share_val;
…
void set()
{ total_val=shares*shares_val;} // определение метода Stock.set()
…
};
Более общий способ позволяет определять методы вне класса и даже в отдельном файле. Для этого используется оператор принадлежности (::) для идентификации класса. Заголовок метода в этом случае может выглядеть так:
void Stock::update(double price)
Рассмотрим “действующий” пример использования класса1 в программе, которая добавляет или снимает некоторые суммы с вклада:
#include <iostream.h>
#include <string.h> // для использования функции strncpy
#include <stdlib.h>
class Stock
{
private:
char company[30];
int shares;
double share_val;
double total_val;
void set_tot() // встроенная функция
{total_val=shares*share_val;}
public:
void acquare(const char * co,int n, double pr);
void buy(int num, double price);
void sell(int num, double price);
void update(double price);
void show();
}; // конец описания класса
// начала определения методов класса
void Stock::acquare(const char * co,int n, double pr)
{
strncpy(company,co,29); // стандартная функция strncpy "усекает"
// при необходимости строку до 29 символов.
company[29]='\0'; // конец строки
shares=n;
share_val=pr;
set_tot(); // можно использовать встроенные функции класса.
}
void Stock::buy(int num,double price)
{
shares+=num;
share_val=num;
set_tot();
}
void Stock::sell(int num,double price)
{
if (num>shares)
{
cerr<<"You can't sell more than you have! \n";
exit(1);
}
shares-=num;
share_val=price;
set_tot();
}
void Stock::update(double price)
{
share_val=price;
set_tot();
}
void Stock::show()
{
cout<<"Company:"<<company
<<"Shares: "<<shares<<'\n'
<<"Share Prce: $"<<share_val
<<"Total Worth:$"<<total_val<<'\n';
}
int main()
{
Stock stock1; // определение объекта stock1 класса Stock
stock1.acquare("NanoSmart",20,12.50);
stock1.show();
stock1.buy(15,18.25);
stock1.show();
return 0;
}
Обратите внимание, что в приведенном листинге текст main() по размеру намного меньше собственно описания класса. И хотя главная программа здесь используется всего лишь как платформа для тестирования конструкции класса Stock, такое соотношение объемов в объектно-ориентированном программировании вполне обычно.
Несколько замечаний к программе. Чтобы создать элемент класса (объект) используется имя класса, как если бы это было имя типа:
Stock stock1;
Метод класса может быть вызван только объектом класса, при этом используется точка:
stock1.buy(15,18.25);
- Введение
- Глава 1. Основы.
- Int main()
- 1.2. Методика создания программ в Microsoft Visual Studio.
- Void main(){
- 1.3. Ввод-вывод.
- 1.4. Переменные и константы.
- Int I; // объявление целочисленной переменной
- 42 // Десятичная константа
- 0X42 // шестнадцатеричная константа, начинается с 0х
- 042 // Восьмеричная константа, начинается с 0
- 1.5. Арифметические операции.
- Void main()
- 1.6. Встроенные функции. Математические функции. Состав math.H.
- Void main()
- Int rand(void); // функция используется без аргумента
- Глава 2. Операторы и выражения.
- 2.1. Логические выражения и операторы
- 2.1.1. Оператор if else
- If (условие)
- If (условие)
- 2.1.2. Конструкция if else if
- Int number;
- Int number;
- 2.1.3. Условный оператор.
- 2.1.4. Оператор switch.
- Int dvalue;
- 2.2. Операторы цикла.
- 2.2.1. Оператор for
- Void main()
- Int I; // создаем переменную цикла
- Void main()
- Int I; // переменную цикла можно определить и вне цикла
- 2.2.2. Изменение шага цикла
- Void main()
- 2.2.3. Цикл while.
- 2.2.4. Цикл do while
- Void main()
- 2.3. Операторы break и continue
- Void main()
- Void main()
- 2.4. Типичные ошибки при использовании операторов цикла
- Глава 3. Производные типы данных.
- 3.1. Ссылки и указатели.
- Int test; // объявили целочисленную переменную
- Int & s_test; // ошибка! ссылка не связана с переменной
- Int *p1; // объявлен указатель на целое с именем p1
- 3.2. Массивы и строки.
- Int z[10]; //массив из 10 целых чисел
- Int ar[3]; // объявлен целочисленный массив из 3 элементов
- Int varr[4]; // объявление массива
- 3.2.2. Многомерные массивы.
- Int z[3][4]; //массив из 12 целых чисел
- 3.2.3. Строки
- Void main()
- Void main()
- Void main()
- Void main()
- If(strstr(st,st2)) //если подстрока встречается, выводим
- 3.1.5. Динамическое определение одномерных массивов.
- 3.1.6. Динамические двумерные массивы.
- 3.1.7. Указатели, массивы и арифметика указателей.
- Int tacs[3];
- Void main()
- 3.2. Структуры
- Int age; // элементы структуры
- Int hours;
- Int mins;
- Void main()
- Int hours;
- Int mins;
- Void main()
- 4. Функции, определяемые пользователем
- 4.1. Объявление и определение функции
- Int max(int , int ); // в прототипе достаточно указать только тип и
- Void main() {
- Int MyRand(){
- Int func(){ return 1;} // правильное выражение
- Int func2(){return 0.146;} // неправильно, 0.146 преобразуется к int с
- Void swap(int p, int q)
- Int bigger(int a,int b)
- 4.2. Передача параметров функций
- 5. Заголовочные файлы.
- 6. Работа с файлами
- 6.1 Простой файловый ввод/вывод
- 6.2 Тонкости работы с файлами
- 7.1. Определение классов.
- Void main()
- 7.2. Как объявлять функции класса?
- 7.3. Конструкторы и деструкторы классов.
- 8. Графика OpenGl.
- Void callback Draw()
- Void main()
- 8.1. Создание анимации с помощью библиотеки xgl
- Приложения Управление выводом
- Управление шириной вывода