logo search
ychebnik_fundament_osn

§5. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения

Межличностное общение школьников между собой и их общение с педагогом может осуществляться с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Основное общение с использованием таких средств и технологий должно происходить в режиме самостоятельной индивидуальной деятельности каждого ученика. Наиболее яркими и значимыми формами межличностного общения школьников, демонстрирующими преимущества использования средств ИКТ в таком общении, являются учебные телекоммуникационные проекты и организуемые в их рамках учебные телеконференции. Рассмотрим их более подробно.

Учебная телеконференция является эффективной активной формой учебной деятельности. Она позволяет школьникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы совместными усилиями, задавать друг другу самые разные вопросы, делиться своими идеями, коллективно участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

Основным элементом любой телеконференции является процесс обсуждения определенного вопроса и выработка определенного суждения. Отличительной чертой телеконференции является использование информационных и, особенно, телекоммуникационных технологий для организации связи удаленных друг от друга участников обсуждения. Учебной же телеконференцию можно назвать в том случае, если в ее рамках осознанно формируется учебная задача, которая определяет все принимаемые технические, технологические и организационные решения.

Учебная телеконференция, в отличие от обычной конференции, предполагающей личное присутствие участников, существенно расширяет образовательные возможности, предлагая школьникам и педагогам специфические формы общения.

Отсутствие жестких временных и пространственных рамок позволяет выступить всем желающим без ограничения в любой момент времени проведения телеконференции. У участников такой конференции появляется возможность подготовить более взвешенное, продуманное сообщение по конкретному вопросу, аргументировано обосновать свое мнение и оформить его в наиболее лаконичном виде. В результате чего происходит развитие рефлексивной культуры человека, его критического мышления. Участники начинают критически и конструктивно оценивать свои успехи и затруднения. Происходит развитие самосознания и творчества, столь важных для обучения и воспитания школьников.

Для проведения телеконференций в условиях школы могут быть использованы разновидности электронной почты и специализированные сервисы сети Интернет.

Традиционная электронная почта (один к одному) не только позволяет двум пользователям быстро обмениваться личными сообщениями, но и предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам сети, позволяя получить почти весь сервис посредством электронной почты.

Почтовые списки (один ко многим) – каждое сообщение рассылается по нескольким адресам, занесенным в список рассылки.

Телеконференции (многие ко многим) реализуют возможность организации виртуальной группы участников, где каждый может присоединиться в любой момент и принять участие в обсуждении, добавляя свои реплики по рассматриваемой теме.

Отметим, что в обычном смысле слова конференция – это процесс обсуждения некоторых проблем несколькими участниками. Телеконференция – конференция, проводимая между удаленными участниками с помощью телекоммуникационных технологий.

Существуют несколько способов организации телеконференций (дискуссий) с помощью различных телекоммуникационных технологий:

Выделим основные дидактические функции телеконференции ак средства обучения школьников. Любой участник учебной телеконференции, будь то ученик или учитель, может:

Учебные телеконференции, размещенные на сайтах сети Интернет или в специальных областях сообщений других телекоммуникационных сетей, может посещать большое количество заинтересованных пользователей, не являющихся непосредственными участниками телеконференции.

К характерным особенностям использования этого метода в обучении школьников с использованием информационных и телекоммуникационных технологий следует отнести деление всего класса на неформальные подгруппы в 2-3-5 школьников. В такой подгруппе ученик, как член неформального объединения, оказывается приближенным к социальной микросфере, которая сильнее воздействует на личность, чем среда академической группы. Малая группа более предметно требует от каждого школьника активного индивидуального участия, независимо от его особенностей.

Интересным, обладающим большими методическими возможностями является взаимодействие школьников в виртуальной среде, где каждая подгруппа скрыта под своим виртуальным именем. Это позволяет увеличить раскрепощенность участников телеконференции, так как они «видят» друг друга только через сообщения.

При групповой деятельности малыми коллективами наиболее существенным становится не успех отдельного школьника, а успех, который достигается вследствие группового стиля деятельности и взаимопомощи. Одновременно это побуждает к активному участию каждого ученика в работе малой группы.

В процессе проведения учебной телеконференции на базе использования коммуникационных технологий в ней создается специфическая учебно-познавательная среда, основными характеристиками которой являются: