logo search
Шпора ОИ ФИТУ 2010 by Libida, 1ый семестр (Корончик) [3840 вопросов]

35. Модель персептронов.

При разбиении на два класса реализация классификатора может быть осуществлена с помощью порогового устройства

представляет естественную и обладающую большими возможностями модель процесса обучения машин.

Основная модель пецептрона, обеспечивающая отнесение образа к одному из заданных классов приведена на рис. 28.2.

Устройство состоит из сетчатки S сенсорных элементов , которые случайным образом соединены с ассоциативными элементами второй сетчатки A . Каждый из элементов второй сетчатки воспроизводит выходной сигнал только в том случае ,если достаточное число сенсорных элементов, соединённых с его входом, находится в возбуждённом состоянии. Сенсорные элементы можно рассматривать в качестве устройств, с помощью которых вся система воспринимает из внешней среды стимулы ,т.е. как некие измерительные устройства ,а ассоциативные элементы –как входную часть системы.

Реакция всей системы пропорциональна сумме взятых с определёнными весами реакций элементов ассоциативной сетчатки .Таким образом, обозначив через xi реакцию i-го ассоциативного элемента и через wi - соответствующий вес ,реакцию системы можно записать как

  1. Выделение точечных, линейных и площадных объектов на геоизображениях.

Площадные объекты выделяются аналогично путём составления для них индивидуальных масок и последующим анализом отклика на маску.

Задача выделения любого из объектов представленных на изображении. Предполагается, что каждый объект на изображении (препятствия, фон и дорожное покрытие) описывается своими цветами – основной признак, по которому можно его классифицировать. Кластеризация данных, в общем случае кластерный анализ (англ. Data clustering) — задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций) на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя. Кластерный анализ — это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы (кластеры)(Q-кластеризация, или Q-техника, собственно кластерный анализ). Кластер — группа элементов, характеризуемых общим свойством, главная цель кластерного анализа — нахождение групп схожих объектов в выборке.

Назначения кластеризации:

  1. Понимание данных путём выявления кластерной структуры. Разбиение выборки на группы схожих объектов позволяет упростить дальнейшую обработку данных и принятия решений, применяя к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»).

  2. Сжатие данных. Если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера.

  3. Обнаружение новизны (англ. novelty detection). Выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров.

В первом случае число кластеров стараются сделать поменьше. Во втором случае важнее обеспечить высокую степень сходства объектов внутри каждого кластера, а кластеров может быть сколько угодно. В третьем случае наибольший интерес представляют отдельные объекты, не вписывающиеся ни в один из кластеров. Во всех этих случаях может применяться иерархическая кластеризация, когда крупные кластеры дробятся на более мелкие, те в свою очередь дробятся ещё мельче, и т. д. Такие задачи называются задачами таксономии. Результатом таксономии является древообразная иерархическая структура. При этом каждый объект характеризуется перечислением всех кластеров, которым он принадлежит, обычно от крупного к мелкому. Классическим примером таксономии на основе сходства является биноминальная номенклатура живых существ, предложенная Карлом Линнеем в середине XVIII века. Аналогичные систематизации строятся во многих областях знания, чтобы упорядочить информацию о большом количестве объектов.

Способы формирования объектового состава карт:

  1. визуальное дешифрирование

  2. автоматическое дешифрирование с обучением,

  3. расчет индексов.

При визуальном дешифрировании распознавание объектов проводится на основании специальных документов: дешифровочных атласов, в которых указаны характерные изображения объектов их отличительных характеристики, способы их переноса на картографические материалы. Путем визуального дешифрирования создается большинство тематических карт и карт для общего пользования, производится обновление карт и согласование картографической информации, получаемой из различных источников.

Для автоматического дешифрирования сначала необходимо определить эталонные объекты (например участки леса имеющие определенный тип леса, известные места нефтяных загрязнений и т.п.) по которым будет производится “обучение” программы. В дальнейшем, программа автоматически будет распознавать типы объектов “на которые она настроена”. Данные способ используют при составлении покомпонентных карт, например карт показывающих тип древостоя, карт показывающих стационарные газовые факела и т.п.