От авторов
«… Пришлось начать с начала. Изо всех пышных оборотов царского режима вертелось в голове только какое-то «милостиво повелеть соизволил».
И. Ильф, Е. Петров.
Начиная новое дело, каждый человек сталкивается с большим кругом новых, неизведанных проблем. В еще большей степени это относится к таким делам как написание учебников вообще и учебников по таким новым дисциплинам как «Информатизация образования». Приходится начинать сначала.
На наш взгляд, эта дисциплина особенная, как, в прочем, и все, многое другое, связанное с информационными технологиями. Информационные технологии постоянно совершенствуются и все шире распространяются среди людей. Можно утверждать, что их применение делает сказку былью, реализует самые смелые мечты фантастов.
Использование телекоммуникаций обеспечивает мгновенный доступ к хранилищам информации, расположенным в разных, очень далеких, частях света.
Применение виртуальной реальности позволяет пройтись по городам древности, узнать последние известия римского форума, услышать от самого Катона знаменитые слова: «Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Пользователь компьютера с помощью информационной телепортации мгновенно оказывается и в другой точке нашей планеты, и в другом времени.
Можно привести и другие примеры революционной значимости информационных технологий для всей нашей цивилизации и для сферы образования в частности.
На протяжении всей истории человечества определенные группы людей выделялись среди других, выстраивали в своих целях своеобразный водораздел, используя уникальные знания, умения и навыки, присущие только им. Вероятно, это один из способов развития цивилизации.
Умение добывать огонь и освоение орудий труда позволило сформироваться человеку разумному. Возможно, что человек прямоходящий бегал быстрее, но выжил человек разумный.
Знания о способах обработки бронзы, железа и других металлов позволили создать очаги цивилизации в Египте, в Месопотамии. Философия Древней Греции впервые оказалась способной привести эти знания в систему. «Мы думаем по образу и подобию греков». Появлялись новые знания и умения. Современный цивилизованный мир охватывает практически весь земной шар.
Но и в наше время происходит появление новых знаний и технологий. Люди, владеющие такими технологиями, получают преимущества перед другими. Примером могут служить информатика и информационные технологии, становящиеся частью современной культуры. Наверное, уже в самое ближайшее время человек, не способный использовать информационные технологии, окажется изгоем.
В мире образования тоже существуют водоразделы, связанные новыми технологиями, их образуют информационные технологии и информатизация образования.
Многолетний опыт обучения работе с компьютером убеждает преподавателей в тщетности усилий по обучению ряда людей. Никакие методические ухищрения не приводят к положительному результату. Этот факт объясняется и отсутствием должного прилежания обучаемых, и низкой мотивацией, и даже возрастом обучаемого. Однако следует заметить, что отрицательный результат процесса изучения информационных технологий слабо коррелирует с интеллектуальным уровнем.
Не смотря ни на что, большая часть преподавателей осваивает информационные технологии, и оказывается способной подготовить какие-то документы, выполнить расчеты с помощью компьютера, использовать телекоммуникации.
Но возникает еще один водораздел – творческое использование этих знаний и умений в своей профессиональной работе, на занятиях с учащимися. Это знания, умения и навыки в области информатизации образования. Хочется подчеркнуть не столько профессиональное, сколько общеобразовательное значение «Информатизации образования». Успешное освоение этой дисциплины является основой для широкого и осознанного внедрения информационных технологий в сфере образования. Преподаватель получает уникальную возможность пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире, на примере близкой учебной среды.
Глобальной целью образования является выравнивание возможностей разных групп людей, создание условий для их дальнейшего развития и дальнейшего гуманного подхода к развитию всей современной цивилизации.
К настоящему времени, нельзя отрицать наличия в сфере образования требуемых технических и программных средств. Более того, их качественные показатели близки к насыщению, в том смысле, что существенное увеличение мощности компьютеров не дает соответствующих качественно новых возможностей для образования. Таким образом, все более актуальным становится, не столько оснащение компьютерами школ и вузов, сколько стратегия их практического использования в сфере реального образования. Особую роль здесь играет учитель. Нельзя не вспомнить слова Д.И. Менделеева: «Так как вся польза для страны от распространения желаемого среднего образования определяется учителем, то в заботах о подъеме нашего среднего образования начинать нужно отнюдь не с программ, а с подготовки надлежащих учительских кадров».
Современную учебную литературу, посвященную вопросам использования информационных технологий в сфере образования, можно разделить на три основных направления: описание технических средств и методов их использования, описание программных средств и методов их применения и интеллектуальные проблемы применения информационных технологий.
Особое значение имеет задача наиболее эффективного построения содержания курса «Информатизация образования» и методов его преподавания. Такая задача до сих пор не решена. Мы постараемся устранить этот недостаток.
В заключение хотелось бы остановиться еще на одной проблеме, имеющей большое значение для всех нас. Имеется в виду значимость сохранения культуры Русской Речи в информационном веке.
Авторы имеют печальный опыт экспертизы образовательных электронных изданий, в том числе предназначенных для изучения русского языка и русской литературы в средней школе, содержащие синтаксические, стилистические и семантические ошибки.
Следует сказать, что во многих ресурсах, в том числе и образовательных, используется слэнг, американизмы, «специальные символы Интернета», допускаются искажения семантики. Нам хочется верить, что русский язык не станет развиваться подобным образом.
В июне 1941 года великая русская поэтесса Анна Ахматова писала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне,
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
Но мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем.
Навеки.
Авторы убеждены в необходимости обучения педагогов «Информатизации образования» и надеются, что книга не только поможет этому, но и внесет свой вклад в дело сохранения и приумножения культурного наследия Отечества нашего в современном нам информационном веке.
- Содержание
- Сведения об авторах
- От авторов
- Раздел 1. Введение в информатизацию образования
- Тема 1.1. Что такое информатизация образования
- Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации
- Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества
- Вопросы и задания к разделу 1
- Раздел 2. Технические средства
- Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование
- Тема 2.2. Компьютеры и их окружение
- Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности»
- Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении
- Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании
- Вопросы и задания к разделу 2
- Раздел 3. Технологии информатизации образования
- Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии
- Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа
- Тема 3.3. Технологии информационного моделирования
- Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации
- Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике
- Вопросы и задания к разделу 3
- Раздел 4. Интернет в образовании
- Тема 4.1. Технологии передачи информации
- Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет
- Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы
- Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к
- Раздел 5. Методы информатизации
- Тема 5.1. Информационные и коммуникационные технологии в
- §1. Виды и классификация компьютерных средств обучения
- Типы образовательных электронных изданий
- Типы образовательной деятельности
- Формы образовательной деятельности
- §2. Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов
- §3. Методика информатизации обучения
- §4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- §5. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения
- Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения
- §1. Компьютерные средства измерения и контроля
- §2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов
- §3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения
- Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности
- Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований
- Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения
- §1. Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности.
- §2. Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения
- §3. Информатизация деятельности преподавателя
- §4. Информационные технологии и работа с родителями
- Вопросы и задания к разделу 5
- Раздел 6. Разработка средств информатизации обучения
- Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации
- Тема 6.2. Анализ содержания обучения
- Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов
- Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса
- Раздел 7. Информационная образовательная среда и информационное образовательное пространство
- Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды
- Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды
- Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема
- Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство
- Вопросы и задания к разделу 7
- Раздел 8. Готовность педагогов к профессиональному использованию информационных и телекоммуникационных технологий
- Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации
- Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования
- Вопросы и задания к разделу 8
- Заключение
- Список источников
- Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования
- Примерные темы курсовых работ
- Задания для лабораторных работ
- Задания для практической работы
- Анимация – процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта.