§4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.
Во многих случаях использование современных средств ИКТ и ОЭИ дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.
Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего среднего образования, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения.
Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие «личность». Согласно определения, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.
Личностно ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.
Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих:
мотивацию к образованию и развитию личности школьника, ее интеллектуального и духовного начала;
гуманное отношение к обучаемому.
Дидактическими принципами личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ в системе общего среднего образования являются следующие принципы:
принцип самоценности индивидуума;
принцип определенности школьника как активного субъекта познания;
принцип социализации обучаемого;
принцип опоры на субъективный опыт школьника;
принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;
принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;
принцип развития коммуникативных способностей личности.
Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, на признании самоценности индивидуума в качестве носителя субъективного опыта, на развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, на раскрытии его творческих способностей, общественно полезных, уникальных личностных и интеллектуальных способностей.
Принцип определенности обучаемого как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие и выбор конкретного средства ИКТ определяется собственной активностью каждого школьника, самостоятельным выбором целей, темпа и траектории обучения.
Принцип социализации обучаемого направлен на осуществление развития социальных способностей личности.
Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого предполагает учет субъективного опыта школьника, что позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств ИКТ.
Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом личностно-ориентированного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности школьника, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.
Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств ИКТ для общего среднего образования должна быть основана на максимальном учете следующих индивидуальных психофизиологических особенностей школьника, его индивидуальных личностных свойств:
темперамент и волевые качества,
особенности мышления,
особенности восприятия, памяти, внимания,
мотивация,
самооценка,
уровни притязаний.
Принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умений ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям, умений общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение партнеров.
Практическая реализация принципов личностно-ориентированного обучения в системе общего среднего образования, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ, основана на следующих требованиях:
требование гуманного отношения к школьнику, признания его самоценности;
требование индивидуализации и дифференциации обучения;
требование создания условий, обеспечивающих возникновения собственной активности обучаемых;
требование обеспечения условий способствующих самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого;
требование учета субъективного опыта каждого школьника;
требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого;
требование обеспечения объективности контроля и измерения результатов обучения;
требование целесообразности использования возможностей средств ИКТ в школьном обучении;
требование комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разных уроков, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.
- Содержание
- Сведения об авторах
- От авторов
- Раздел 1. Введение в информатизацию образования
- Тема 1.1. Что такое информатизация образования
- Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации
- Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества
- Вопросы и задания к разделу 1
- Раздел 2. Технические средства
- Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование
- Тема 2.2. Компьютеры и их окружение
- Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности»
- Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении
- Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании
- Вопросы и задания к разделу 2
- Раздел 3. Технологии информатизации образования
- Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии
- Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа
- Тема 3.3. Технологии информационного моделирования
- Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации
- Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике
- Вопросы и задания к разделу 3
- Раздел 4. Интернет в образовании
- Тема 4.1. Технологии передачи информации
- Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет
- Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы
- Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к
- Раздел 5. Методы информатизации
- Тема 5.1. Информационные и коммуникационные технологии в
- §1. Виды и классификация компьютерных средств обучения
- Типы образовательных электронных изданий
- Типы образовательной деятельности
- Формы образовательной деятельности
- §2. Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов
- §3. Методика информатизации обучения
- §4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
- §5. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения
- Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения
- §1. Компьютерные средства измерения и контроля
- §2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов
- §3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения
- Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности
- Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований
- Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения
- §1. Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности.
- §2. Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения
- §3. Информатизация деятельности преподавателя
- §4. Информационные технологии и работа с родителями
- Вопросы и задания к разделу 5
- Раздел 6. Разработка средств информатизации обучения
- Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации
- Тема 6.2. Анализ содержания обучения
- Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов
- Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса
- Раздел 7. Информационная образовательная среда и информационное образовательное пространство
- Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды
- Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды
- Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема
- Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство
- Вопросы и задания к разделу 7
- Раздел 8. Готовность педагогов к профессиональному использованию информационных и телекоммуникационных технологий
- Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации
- Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования
- Вопросы и задания к разделу 8
- Заключение
- Список источников
- Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования
- Примерные темы курсовых работ
- Задания для лабораторных работ
- Задания для практической работы
- Анимация – процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта.