5.1. Основные понятия открытых систем
Открытая система – это система, которая способна взаимодействовать с другой системой посредством реализации международных стандартных протоколов.
Протокол – это набор правил, определяющих взаимодействие устройств, программ, систем обработки данных, процессов или пользователей.
Одним из основных направлений информационных технологий, определяющим эффективность функционирования экономических объектов, выступает технология открытых систем. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы-поставщики средств вычислительной техники, передачи информации и программного обеспечения. Их результативность на рынке информационных технологий и систем определяется согласованной научно-технической политикой и реализацией стандартов открытых систем.
Открытыми системами могут являться как конечные, так и промежуточные системы, к которым предъявляются следующие требования:
• возможность переноса прикладных программ, разработанных должным образом с минимальными изменениями, на широкий диапазон систем;
• совместную работу с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах;
• взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем переход от системы к системе.
Открытые системы обладают следующими свойствами, представленными на рис.5.1.
Рис. 5.1. Свойства открытых систем
1. Переносимость прикладного программного обеспечения и повторная применимость программного обеспечения. Под переносимостью приложений понимается перенос всего соответствующего данному приложению программного обеспечения на другие платформы. Под повторной применимостью программного обеспечения понимается перенос в новые приложения некоторой части работающих программ, что также имеет большое практическое значение и непосредственно относится к целям открытости систем.
2. Переносимость данных означает возможность переноса на новые прикладные платформы данных, хранящихся во внешней памяти существующих систем информационных технологий. Переносимость данных обеспечивается применением в открытых системах стандартов, строго регламентирующих форматы и способы представления данных.
Интероперабельность – это способность системы взаимодействовать с другими системами посредством обмена информацией и совместного ее использования.
Стандарт —это документированное соглашение, содержащее технические условия или другие точные критерии соответствия продуктов, процессов и услуг своему назначению.
3. Функциональная совместимость (интероперабельность) прикладного программного обеспечения — это возможность обмена данными между различными прикладными программами, в том числе между программами, реализуемыми на разнородных прикладных платформах, а также возможность совместного использования данных.
4. Функциональная совместимость (интероперабельность) управления и безопасности — это унификация и целостность средств административного управления и управления информационной безопасностью, т.е. для обеспечения интеграции систем их средства административного управления и средства защиты должны строиться в соответствии с международными стандартами.
5.Переносимость пользователей — это обеспечение возможности для пользователей информационных технологий избежать необходимости переобучения при взаимодействии с системами, реализованными на основе различных платформ.
6.Расширяемость — это способность системы эволюционировать с учетом изменений стандартов, технологий и пользовательских требований.
7. Масштабируемость— свойство системы, позволяющее ей эффективно работать в широком диапазоне параметров, определяющих технические и ресурсные характеристики системы (примерами таких характеристик могут служить: число процессоров, число узлов сети, максимальное число обслуживаемых пользователей).
8. Прозрачность реализаций— это способ построения системы, при котором все особенности ее реализации скрываются за стандартными интерфейсами, что и обеспечивает свойство прозрачности реализаций информационных технологий для конечных пользователей систем.
9. Поддержка пользовательских требований— это точная спецификация пользовательских требований, определенных в виде наборов сервисов, предоставляемых открытыми системами приложениям пользователей.
Однако открытая система необязательно должна быть полностью доступна другим открытым системам. Это ограничение может быть вызвано необходимостью защиты информации в компьютерах и средствах коммуникаций и обеспечивается путем физического отделения или путем использования технических возможностей. Сущность технологии открытых систем состоит в обеспечении возможности переносимости прикладных программ между различными платформами и взаимодействия систем друг с другом. Эта возможность достигается за счет использования международных стандартов на все программные и аппаратные интерфейсы между компонентами систем.
Стандарты стремятся занять центральное место в направлении развития открытых систем и в индустрии информационных технологий. Более 250 подкомитетов в официальных организациях по стандартизации и унификации работают над стандартами в области информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже принято этими организациями, или находятся в процессе разработки. При этом различают стандарты де-факто и де-юре, представленные.
Характеристика компьютерных сетей Таблица 6.1 | |
Вид компьютерной сети | Характеристика |
По территориальной рассредоточенности | |
Глобальные | Объединяют пользователей, расположенных по всему миру. Взаимодействие абонентов осуществляется посредством спутниковых каналов связи и телефонных линии |
Региональные | Объединяют пользователей города, области, небольших стран и в качестве каналов связи чаще всего используют телефонные линии |
Локальные | Связывают абонентов одной организации, расположенных в одном или нескольких близлежащих зданиях. Для связи абонентов используется единый высокоскоростной канал передачи данных |
По типу ПК, входящих в сеть | |
Гомогенные | Сети, состоящие из программно совместимых компьютеров |
Гетерогенные | Сети, в состав которых входят программно несовместимые компьютеры . |
По типу организации передачи данных | |
С коммутацией каналов | Характеризуются установлением прямой связи с абонентом на некоторое время в пределах общей очереди. Основным недостатком такой связи является ожидание соединения в общей очереди. Положительным качеством такой передачи является тот факт, что передача не может быть осуществлена вне очереди (произвольно), что повышает достоверность передачи информации в целом |
С коммутацией сообщений | Характеризуются наличием узлов коммутации, которые получают сообщение, запоминают его и, в случае освобождения канала связи с абонентом по определен ному адресу, передают это сообщение. Положительной стороной такой передачи является минимальное время ожидания, отрицательной - то, что сеть получается более дорогой (необходимо разработать специальное программное обеспечении узла коммутации), а при передаче большого объема информации (1 млн. байт) канал может быть занят несколько часов |
С коммутацией пакетов | Позволяют длинное сообщение на передающем пункте разбивать на пакеты сообщений. Информация передается пакетами. Положительная сторона такого способа передачи - сокращается время ожидания передачи, отрицательная - необходимость иметь программное обеспечение, позволяющее разбивать на передающем пункте сообщение на пакеты с заголовком, адресом и контрольным числом, а на принимающем пункте - сборку сообщения по идентификатору |
По режиму передачи данных | |
Широковещательные | Характеризуются тем, что в каждый момент времени на передачу данных может работать только одна рабочая станция, а все остальные станции в это время работают на прием |
Последовательные | Характеризуются тем, что передача данных производится последовательно от од ной станции к соседней, причем на разных участках сети могут использован различные виды физической передающей среды |
По характеру реализуемых функций | |
Вычислительные | Предназначены для решения задач управления на основе вычислительной обработки исходной информации |
Информационные | Предназначены для получения справочных данных по запросу пользователей |
Смешанные | Реализуют вычислительные и информационные функции |
По способу управления | |
С централизованным управлением | Компьютерная сеть, в которой все функции управления и координации выполняемых сетевых операций сосредоточены в одном или нескольких управляющих компьютерах |
С децентрализованным управлением | Компьютерная сеть, в которой каждый узел сети имеет полный набор программных средств для координации выполняемых сетевых операций |
Смешанные | Компьютерные сети, в которых в определенном сочетании реализованы принципы централизованного и децентрализованного управления, например, задачи с высшим приоритетом решаются под централизованным управлением, а остальные задачи - под децентрализованным |
- 1. Введение в информационные технологии
- Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- Общее сравнение информационной и производственной технологий
- 1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
- 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
- 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
- 5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
- 6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
- 1.2. Эволюция информационных технологий, этапы их развития
- 1. Вид задач и процессов обработки информации.
- 2. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
- 3. Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология.
- 4. Виды инструментария технологии.
- 1.4. Классификация информационных технологий
- Рис 1.14. Классификация информационных технологий по степени охвата задач управления
- 2. Платформа в информационных технологиях
- Понятие платформы
- Операционные системы как составная часть платформы
- 2.5. Критерии выбора платформы
- 1. Отношение стоимость-производительность.
- 2. Надежность и отказоустойчивость.
- 3. Масштабируемость.
- 4. Совместимость и мобильность программного обеспечения.
- 3. ТехнологическиеПроцессы обработки информации в информационных технологиях
- 3.1. Технологический процесс обработки информации и его классификация
- 3.2. Операции технологического процесса обработки информации, их классификация
- 3.4. Организация технологического процесса обработки информации
- 3.5. Графическое изображение технологического процесса
- 4. Информационные технологии конечного пользователя
- 4.1. Автоматизированное рабочее место
- 4.2. Электронный офис
- 4.3. Пользовательский интерфейс и его виды
- 5.Технологии открытых систем
- 5.1. Основные понятия открытых систем
- 6.2. Понятие локальных вычислительных сетей
- Рис 6.3 Каналы связи, используемые в лвс
- 6.3. Распределенная обработка данных. Технология «клиент-сервер»
- 6.4. Информационные хранилища
- 6.5. Геоинформационные системы
- 6.6. Технология групповой работы. Корпоративные системы
- 6.7. Технологии видеоконференций
- 7. Информационные технологии в глобальных сетях
- 7.1. История развития глобальной сети Internet
- 7.2. Электронная почта
- 7.3. Телеконференции
- 7.4. Гипертекстовые технологии
- Глобальные гинерссылки
- 7.5. Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях
- Сетевая служба www
- Get /index.Html http/1.0
- Http/1.0 200 ok
- 7.6. Технологии мультимедиа
- 8. Организация защиты информации в информационных технологиях
- 8.1. Угрозы безопасности информации, их виды
- В информационной технологии
- 8.2. Система защиты данных в информационных технологиях
- В информационных технологиях
- 8.3. Методы и средства обеспечения безопасности информации
- В информационных технологиях
- 8.4. Механизмы безопасности информации, их виды
- 8.5. Основные меры и способы защиты информации в информационных технологиях
- 8.6. Понятие и виды вредоносных программ
- 8.7. Виды компьютерных вирусов, их классификация
- 8.8. Защита от компьютерных вирусов
- 1. Юридические меры защиты от компьютерных вирусов.