6.2 Открытость, модульность, мобильность и масштабируемость программного обеспечения.
Разделение программы на модули до некоторой степени позволяет уменьшить ее сложность... Однако гораздо важнее тот факт, что внутри модульной программы создаются множества хорошо определенных и документированных интерфейсов. Эти интерфейсы неоценимы для исчерпывающего понимания программы в целом.
Модульная организация ПО позволяет разнести различные функции информационной системы (опрос объектов, обработка данных, хранение данных) на разные вычислительные машины, обеспечивает работу комплекса в одно- или многопользовательском режимах, определяет пользователям разный уровень доступа к операциям, функциям, объектам и архивным данным.
Модульность программного обеспечения предоставляет возможность замены и совершенствования одних сервисов без изменения других, позволяет поэтапно расширять систему, начиная с минимальной конфигурации.
Масштабируемость программного обеспечения - способность программного обеспечения корректно работать на малых и на больших системах с производительностью, которая увеличивается пропорционально вычислительной мощности системы (скорость выполнения программ прямо пропорциональна производительности и количеству процессоров).
Масштабируемость программного обеспечения затрагивает все его уровни от простых механизмов передачи сообщений до работы с такими сложными объектами как мониторы транзакций и вся среда прикладной системы. В частности, программное обеспечение должно минимизировать трафик межпроцессорного обмена, который может препятствовать линейному росту производительности системы.
Масштабируемость программного обеспечения достигается за счет возможности работы пакетов с различными базами данных для предприятий различного размера.
Масштабируемость означает возможность объединения абсолютно любого количества некогда локальных компьютеров в сеть, в которой каждый пользователь имеет строго обозначенные рамки решаемых им задач, ответственности и доступа к информации.
Вычислительная среда должна позволять гибко менять количество и состав аппаратных средств и программного обеспечения в соответствии с меняющимися требованиями решаемых задач. Она должна обеспечивать возможность запуска одних и тех же программных систем на различных аппаратных платформах, т.е. обеспечивать мобильность программного обеспечения. Эта среда должна гарантировать возможность применения одних и тех же человеко-машинных интерфейсов на всех компьютерах, входящих в неоднородную сеть. В условиях жесткой конкуренции производителей аппаратных платформ и программного обеспечения сформировалась концепция открытых систем, представляющая собой совокупность стандартов на различные компоненты вычислительной среды, предназначенных для обеспечения мобильности программных средств в рамках неоднородной, распределенной вычислительной системы.
Обеспечить быстрое внедрение системы ЭЦП (Электронной цифровой подписи) при ограниченных издержках и контролируемом риске позволяет использование так называемого открытого программного обеспечения (Open Source). Во избежание вопросов о том, как сочетаются понятие ЭЦП, подразумевающее закрытость информации, и открытость программного обеспечения, сразу оговоримся, что термин "открытый" относится к свободному распространению текстов программ, а не к данным, которые эти программы обрабатывают.
Определение открытого программного обеспечения (www.opensource.org/docs/definition_plain.html) подразумевает его свободное распространение, доступность исходных текстов и их изменяемость. Это позволяет строить сложные информационные системы с минимальными затратами времени и средств, поскольку базовый функционал системы реализуется на основе готовых открытых решений. Программируются лишь те части системы, которые формируют специфическую бизнес-логику компании, внедряющей у себя это решение.
- Г.Г. Волков, о.Ю. Глинский
- Тема 9. Проектирование кис. 74
- Тема 1. Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем.
- 1.1 Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.
- 1.2 Понятие информационной системы
- 1.3 Корпоративные информационные системы. Принципы организации корпоративных информационных систем.
- 1.4. Корпоративные информационные технологии. Технологии клиент/сервер. Управление распределенными вычислениями.
- 1.5. Структура корпоративной информационной системы. Требования к кис.
- Тема 2. Информационные ресурсы корпоративных информационных систем
- 2.1 Источники информации в информационной системе. Информационные модели объекта правления. Информационные массивы и потоки.
- 2.2 Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.
- 2.3 Информационные ресурсы. Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. Информационные ресурсы Республики Беларусь.
- Тема 3. Техническое обеспечение систем обработки экономической информации
- 3.1 Технические средства корпоративных информационных систем, их классификация
- 3.2 Технические средства автоматизации производственных процессов.
- 3.3 Системное программное обеспечение. Переносимость, масштабируемость, мобильность, режимы обработки информации и другие характеристики операционных систем. Стандарты в области операционных систем.
- 3.4 Операционная среда.
- Тема 4. Сетевое обеспечение корпоративных информационных систем.
- 4.1 Корпоративные сети. Характеристики корпоративных компьютерных сетей.
- 4.2 Администрирование компьютерных сетей.
- 4.3 Internet/Intranet в корпоративных информационных системах.
- 4.4 Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.
- Тема 5. Корпоративные базы данных
- 5.1 Корпоративные базы данных. Основные требования к базам данных в рамках корпоративных информационных систем.
- 5.2 Масштабируемость и другие характеристики корпоративных баз данных. Хранилища данных.
- 5.3 Субд и структурные решения в корпоративных системах.
- 5.4 Технологии Internet/Intranet и корпоративные решения по доступу к базам данных.
- Тема 6. Прикладное программное обеспечение в корпоративных информационных системах
- 6.1 Обеспечение совместимости программного обеспечения в корпоративных системах.
- 6.2 Открытость, модульность, мобильность и масштабируемость программного обеспечения.
- 6.3 Концепции управления компьютеризированными предприятиями. Cio-менеджмент на современном предприятии.
- 6.4 Mrp-системы. Erp-системы. Crm-системы.
- 6.5 Электронный бизнес, его классификация. Геоинформационные системы в экономике.
- 6.6 Стандартизация и сертификация прикладного программного обеспечения.
- Тема 7. Системы искусственного интеллекта.
- 7.1 Направления использования систем искусственного интеллекта (ит).
- 7.2 Математические модели и аппаратно-программная реализация систем ии.
- 7.3 Понятие и назначение экспертной системы (эс). Классификация эс.
- Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком.
- Экспертная система должна за приемлемое время (достаточно малое) найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области.
- 7.4 Понятие системы поддержки принятия решений (сппр).
- Тема. 8. Обеспечение безопасности корпоративных информационных систем.
- 8.1 Понятие информационной безопасности.
- 8.2 Угрозы безопасности. Факторы угроз.
- 8.3 Понятие компьютерной преступности. Этапы развития компьютерной преступности.
- 8.4 Программно-техническое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.5 Организационно-экономическое обеспечение безопасности информационных систем.
- 8.6 Правовое обеспечение безопасности информационных систем.
- Глава V состоит из 6 статей: 22-27.
- Тема 9. Проектирование кис.
- 9.1 Жизненный цикл кис. Модели жизненного цикла кис: каскадная, спиральная.
- 9.2 Этапы проектирования кис.
- 9.3 Реинжиниринг бизнес-процессов.
- 9.4 Моделирование бизнес-процессов.
- 9.5 Обзор систем автоматизированного проектирования кис. Case-технологии.
- Вопросы к экзамену
- Литература