Case-технологии, основные принципы. Этапы создания информационной системы на основе case-технологии. Факторы эффективности case-технологии.
CASE (Computer-Aided Software/System Engineering) означает проектирование программного обеспечения или системы на основе компьютерной поддержки.
Такое проектирование называется CASE-технологией проектирования.
CASE-технологии – актуальное и интенсивно развивающееся направление создания САПР в области программных продуктов и информационных систем.
Помимо этого, CASE-технологии применяются и для разработки моделей бизнес-процессов, помогающих в принятии решений в области стратегического планирования. Это направление называют бизнес-анализом.
Принципы CASE-технологии:
-
Принцип всесторонней компьютерной поддержки проектирования.
-
Принцип модельного подхода. Это может методология функционально ориентированного подхода или методология объектно ориентированного подхода.
-
Иерархическое представление модели предметной области. В них предусмотрена иерархическая последовательность детализации (декомпозиции) описания системы. Эти модели соответствуют принципу проектирования «сверху вниз», от общего к частному.
-
Наглядность представления модели, т.е. наличие визуальных средств проектирования. Графические средства обозначения и правила, предназначенные для описания структуры системы, этапов обработки информации представляют собой нотации CASE-технологии. Нотации включают графы, диаграммы, таблицы, формальные и естественные языки.
-
Декомпозиции не только модели предметной области, но и самого процесса проектирования на стадии и этапы.
-
Перенесение трудоемкости разработки в большей степени на анализ и проектирование. Ошибки на последующих стадиях труднее исправить. Поэтому CASE-технологии проектирования предусматривают особенно тщательную проработку стадии анализа и проектирования. Здесь строятся модели AS IS, TO BE.
-
Отделение независимость стадий проектирования от средства реализации, от программирования. Что позволяет переносить проектные решения с одной программно-технической платформы на другую.
-
Возможность как прямого, так и обратного проектирования (формирование моделей и спецификаций на основе программных кодов и схем баз данных).
-
Использование репозитария – хранилища проектных данных, представляющего собой центральный компонент CASE-средства (Рис. 1).
Репозитарий – специальная база данных, содержащая информацию о проекте ИС.
Репозитарий содержит информацию, характеризующую:
-
диаграммы;
-
связи между диаграммами;
-
структуры данных;
-
программные модули;
-
права доступа проектировщиков ИС и т.д.
Репозитарий обеспечивает хранение версий проекта, групповую работу над проектом, контроль полноты и непротиворечивости данных
Средства контроля и сбора статистики выполняют следующие функции:
-
проверка правильности построения диаграмм и выдача сообщений об ошибках;
-
выделение на диаграмме ошибочных элементов.
Администратор занимается административными функциями проектирования:
-
назначение и изменение прав доступа к репозиторию;
-
мониторинг процесса проектирования.
Браузер позволяет осуществлять просморт проекта, в том числе переключение от одной программы к другой.
Генератор кодов программ на основе моделей проекта, хранящихся в репозитории, создает код программы.
Обычно выделяют следующие стадии и этапы создания информационной системы на основе CASE-технологии:
-
Анализ
-
Собственно проектирование
-
Программирование (реализация)
-
Внедрение
Факторы эффективности CASE-технологии:
-
Повышение качества создаваемого проекта ИС
-
Сокращение стоимостных и временных затрат проектирования ИС
-
Сокращение затрат на внедрение и сопровождение ИС
-
Функциональный и процессный подход. Определение понятия «бизнес-процесс» и «реинжиниринг».
Бизнес-процесс – это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту (в работе Е.Г. Ойхмана и Э.В.Попова).
Под деловым процессом понимается упорядоченная совокупность действий по производству товаров или оказанию услуг клиентам, удовлетворяющих их по стоимости, времени, качеству и сервису.
Т. Давенпорт о процессе говорит так: «Процесс – это специфически упорядоченная совокупность работ, activities (заданий) во времени и в пространстве с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов».
Инжиниринг представляет собой приемы и методы, используемые для проектирования новых структур и процессов в соответствии с их целями и задачами.
Реинжинеринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование существующих процессов для получения резких, скачкообразных изменений по улучшению (в диапазоне 500-1000% и более).
Реинжинеринг, по Хаммеру, есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. В определении выделены ключевые слова: фундаментальный, радикальный, резкий, скачкообразный и процесс.
Правильно, на наш взгляд, сказано Е. Ойхманом и Э.Поповым, что при традиционной структуре внимании фокусируется на заданиях, работах, людях, на структурах, но не на процессах, хотя последние пронизывают традиционные организационные структуры.
Задачей реинжиниринга (в соответствии с определением М. Хаммера) является перепроектирование деловых процессов компаний или других структур для достижения новых целей.
Объектные методики рассматривают моделируемую организацию как набор взаимодействующих объектов – производственных единиц. Целью применения данной методики является выделение объектов, составляющих организацию, и распределение между ними ответственностей за выполняемые действия.
Объектный подход позволяет построить более устойчивую к изменениям систему, лучше соответствует существующим структурам организации
Функциональные методики рассматривают организацию как набор функций, преобразующий поступающий поток информации в выходной поток. Процесс преобразования информации потребляет определенные ресурсы.
Функциональное моделирование хорошо показывает себя в тех случаях, когда организационная структура находится в процессе изменения или вообще слабо оформлена. Подход от выполняемых функций интуитивно лучше понимается исполнителями при получении от них информации об их текущей работе.
Виды моделей, описывающие функциональную структуру системы и отношения между данными:
-
SADT (Structured Analysis and Design Technique) – модели и соответствующие функциональные диаграммы.
-
DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных.
-
ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы “сущность-связь”.
Функциональная методика IDEF0.
Исторически IDEF0 (SADT) как стандарт был разработан в 1981 году в рамках обширной программы автоматизации промышленных предприятий, которая носила обозначение ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing). Семейство стандартов IDEF унаследовало свое обозначение от названия этой программы (IDEF=Icam DEFinition), и последняя его редакция была выпущена в декабре 1993 года Национальным Институтом по Стандартам и Технологиям США (NIST).
В соответствии с данным стандартом различают следующие виды моделей:
-
модель AS-IS, которая описывает состояние моделируемой предметной области на момент создания модели;
-
модель TO-BE, описывающая возможно.е будущее состояние предметной области, в которое она перейдёт в результате оптимизации
Процессный подход – подход к анализу и синтезу деятельности организации, основанный на выделении составляющих деятельность бизнес-процессов.
Бизнес-процесс – последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, ценного для организации (далее Процесс).
- Понятие распределенной информационной системы. Распределенные базы данных. Принципы создания и функционирования распределенных баз данных.
- Прозрачные свойства распределенных баз данных. Прозрачность фрагментации, местоположения, локального отображения.
- Системы управления распределенными базами данных: понятие, функциональные возможности, типы. Преимущества и недостатки систем управления распределенными базами данных.
- Архитектура клиент-сервер. Основные правила архитектуры клиент-сервер. Модели распределений.
- Модели архитектуры клиент-сервер: rda-модель, dbs-модель, as-модель. Преимущества и недостатки.
- Фрагментация. Основные концепции фрагментации данных. Виды фрагментации.
- Репликация. Понятие согласованного распределенного набора данных. Варианты репликации. Протокол репликации rowa.
- Технологии доступа к данным: odbc, jdbc, ole db, ado, dao, bde.
- Транзакция, ее свойства. Модель транзакции в стандарте sql. Журнализация транзакций.
- Понятие распределенной транзакции. Мониторы обработки транзакций.
- Параллельное выполнение транзакций. Управление параллельным выполнением транзакций. Проблемы и решения по организации управления параллельным выполнением в распределенной среде.
- Механизм блокировок. Виды блокировок. Централизованное блокирование, блокирование первичных копий и распределенное блокирование. Блокировка
- Метки времени
- Оптимистические методы
- Понятие проекта информационной системы, его структура. Экономико-организационные и информационно-технологические принципы проектирования информационных систем.
- 1. Экономико-организационные
- 2. Информационно-технологические
- Жизненный цикл разработки систем. Основные стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла.
- Каноническое проектирование информационных систем. Стадии процесса проектирования информационных систем.
- Состав работ на предпроектных стадиях проектирования системы. Обследование информационной системы. Описание постановки задачи. Техническое задание.
- Состав работ на стадиях технического и рабочего проектирования информационной системы.
- Состав работ на стадиях ввода в действие и сопровождения информационной системы.
- Case-технологии, основные принципы. Этапы создания информационной системы на основе case-технологии. Факторы эффективности case-технологии.
- Case-средства, их классификация. Примеры case-средств и их характеристика.
- Типовое проектирование информационных систем. Классификация, примеры типовых информационных систем и их характеристика.
- Проектирование системы управления в Business Studio.
- 29. Возможности и реализуемые стандарты современного пакета бизнес- моделирования Business Studio.
- 28. Основные задачи администратора базы данных: