logo search
КНИГИ_Комп’ютерна обробка інформації / Інформаційні технології / Информационные технологии

2.7. Методологический аппарат науки как информационная технология

Изложенные выше подходы к рассмотрению основных проблем информационной технологии как науки позволяют рассматри­вать и методологию науки как своеобразную информа­ционную технологию достаточно высокого уровня. Ведь если с по­зиции информационного подхо­да проанализировать методоло­гический аппарат современной науки, то мы без труда обнару­жим в нем все основные функции информационной технологии.

Действительно, здесь присутст­вуют и функции сжатия информа­ции, которые выполняет исполь­зуемый в науке аппарат формали­зованного представления знаний в той или иной предметной области.

Примером такого аппарата яв­ляется математика. Ведь одним из самых значимых ее достиже­ний является возможность пред­ставления весьма сложных зави­симостей в достаточно компакт­ном виде. Именно это позволяет исследователю целиком обозре­вать те или иные фрагменты изу­чаемого явления, анализировать его возможные граничные со­стояния и делать в результате это­го свои умозаключения.

Характерным примером здесь может служить математический аппарат синергетики, где разра­ботан и широко применяется ме­тод представления основных ха­рактеристик самоорганизующихся систем в фазовом пространстве. Анализируя возможные траекто­рии поведения системы в этом пространстве, представленные в виде так называемых аттракто­ров, исследователь сразу же кон­центрирует свое внимание на важнейших параметрах, от кото­рых и зависят по существу воз­можности того или иного пути развития этой системы (в синер­гетике они называются парамет­рами порядка системы). При этом из его поля зрения исклю­чаются практически все второ­степенные факторы процесса функционирования системы, т.е. происходит се­мантическая концентрация ин­формации, появляются явные признаки и свойства информационной технологии.

Ана­лиз методологического аппарата науки с точки зрения информа­ционной технологии как науки может оказаться весьма полез­ным не только для науки, но также и в практическом плане. Такой подход принципиаль­но позволяет определять наиболее перспективные направления раз­вития методологического аппарата науки. Плодотворным здесь мо­жет оказаться также и сравни­тельный анализ эффективности этого аппарата в различных секто­рах научного знания, который мог бы дать дополнительную ориента­цию для его развития.

Следовательно, формирова­ние информационной техноло­гии как самостоятельного науч­ного направления может оказать­ся весьма полезным для развития и самой науки в части дальней­шего совершенствования ее ме­тодологического аппарата.