logo search
Фролов Александр

Дружественные функции

В Си++ вы можете определить для класса так называемую дружественную функцию, воспользовавшись ключевым словом friend. В классе содержится только объявление дружественной функции. Ее определение расположено вне класса. Вы можете объявить дружественную функцию в любой секции класса – public, private или protect.

Дружественная функция не является элементом класса, но может обращаться ко всем его элементам, включая private и protect. Одна и та же функция может быть дружественной для двух или более классов.

В следующем примере определена функция Clear, дружественная для класса point. Дружественная функция Clear используется для изменения значения элементов данных m_x и m_y, объявленных как private:

//==========================================================

// Класс point

class point {

public:

// Функция Clear объявляется дружественной классу point

 friend void point::Clear(point*);

 // Интерфейс класса…

 private:

 int m_x;

 int m_y;

};

//==========================================================

// Функция Clear

void Clear(point* ptrPoint) {

 // Обращаемся к элементам класса, объявленным как private

 ptrPoint->m_x = 0;

 ptrPoint->m_y = 0;

 return;

}

//==========================================================

// Главная функция

void main() {

 point pointTestPoint;

 // Вызываем дружественную функцию

 Clear(&pointTestPoint);

}

С помощью ключевого слова friend вы можете объявить некоторые методы одного класса дружественными для другого класса. Такие методы могут обращаться ко всем элементам класса, даже объявленным как private и protect, несмотря на то, что сами они входят в другой класс.

В следующем примере мы определяем два класса – line и point. В классе point определяем метод Set и объявляем его в классе line как дружественный. Дружественный метод Set может обращаться ко всем элементам класса line:

// Предварительное объявление класса line

class line;

//==========================================================

// Класс point

class point {

public:

 // Метод Set класса point

 void Set(line*);

 // …

};

//==========================================================

// Класс line

class line {

public:

 // Метод Set класса point объявляется дружественной

 // классу point

 friend void point::Set(line*);

private:

 int begin_x, begin_y;

 int end_x, end_y;

};

//==========================================================

// Функция Clear

void point::Set(line* ptrLine) {

 // Обращаемся к элементам класса line, объявленным как

 // private

 ptrLine->begin_x = 0;

 ptrLine->begin_y = 0;

 // …

 return;

}

//==========================================================

// Главная функция

void main() {

 point pointTestPoint;

 line lineTestPoint;

// Вызываем дружественный метод

 pointTestPoint.Set(&lineTestPoint);

}