7.6. Торговля
Автоматизированные системы торговли охватывают вид экономической деятельности, объектом которой является товарообмен, купля/продажа товаров, а также обслуживание покупателей. Важную роль в функционировании этих систем имеют банковские и межбанковские системы, электронные биржи, а также - электронные деньги. При этом должна быть обеспечена безопасность данных, направленная на сохранение в тайне проводимых торговых и финансовых операций, а также документации об этих процессах.
Развитие автоматизированных систем торговли привело к созданию компьютерных технологий, названных электронной торговлей. Так называют такой вид торговли, который использует методы и средства телекоммуникаций, предоставляемые информационными сетями. К этому привело создание глобальных сетей, например сети Internet, и подключение к ним локальных сетей предприятий. Главными двигателями электронной торговли являются причины финансового характера. Стремление повысить прибыльность предпринимательства делает задачу увеличения его эффективности весьма актуальной. Вследствие этого, электронная торговля становится одним из важных инструментов сохранения конкурентноспособности предприятий и организаций. Основная цель этого вида торговли - повышение эффективности взаимодействия продавцов и покупателей благодаря упрощению и ускорению совершения торговых сделок.
Между тем, следует иметь в виду, что при организации электронной торговли особое значение получает ее надежность. Это связано с тем, что здесь покупатель и продавец не видят друг друга и ничего не знают друг о друге. Кроме этого, переход на электронную торговлю связан с серьезными изменениями сферы правового регулирования.
Электронная торговля получает все более широкое распространение, ибо позволяет потенциальным покупателям быстро выбрать нужный товар либо услугу, а производителям - уменьшить их стоимость. Для оптимальной организации электронной торговли разработана модель, образующая единую платформу разработок программ, связанных с электронной торговлей. Она позволяет прикладным программам, созданным различными разработчиками, взаимодействовать друг с другом для образования прикладных процессов, связанных с глобальным рынком. Таким образом обеспечивается концепция, именуемая открытой торговлей. Модель предлагает стандарты на форматы, интерфейсы и протоколы, обеспечивающие открытую, т.е. выполняемую по международным стандартам торговлю. Более того, предложен и "общий язык торговли", позволяющий прикладным программам-агентам обмениваться сообщениями о проводимых торговых операциях. Структура модели включает:
службы рынков, например рынка недвижимости, в том числе – оптовую куплю/продажу, согласование цены, выдачу заказов;
бизнес-службы, в том числе - розничную торговлю, оформление заказов, доставка товаров, управление поставками;
торговые службы - основные службы электронной торговли, в том числе электронные кошельки, безопасная электронная почта, оплата с помощью платёжных карточек, выставление счетов, ведение бухгалтерского учета;
службы, обеспечивающие взаимодействие торговых прикладных процессов, включая многоадресную рассылку информации, подтверждение фактов доставки товаров.
Комплексы, опирающиеся на единую платформу, называют программами торгового обеспечения. Эти комплексы обеспечивают заключение сделок купли/продажи, работу служб проведения переговоров, поиска и каталогов. Стандартная классификация товаров облегчает проведение всех этих процессов.
Технология электронной торговли позволяет также переложить на компьютеры обработку текущей служебной информации. В результате автоматизация охватывает такие функции как маркетинг, реклама, прием заказов, оформление счетов, обслуживание клиентов. В результате происходит переход от товарно-ориентированных процедур к обработке трансакций.
Развитию электронной торговли способствуют также сетевые службы Электронного обмена данными (EDI) и Электронного перевода денег (EFT). В результате этого, покупатель получил возможность со своего персонального компьютера либо с помощью информационного киоска:
знакомиться с рекламой товаров;
просматривать в режиме виртуальной реальности объемные цветные изображения интересующих его товаров;
вести переговоры с продавцом по электронной почте;
готовить и подписывать договора;
оплачивать товары через свой банк;
отслеживать отгрузку и перевозку товаров.
Быстро разворачивается электронная торговля через сеть Internet. Так, например, электронное отделение конторы брокеров Charles Schwab and С обслуживает через Internet около 900 000 покупателей. Согласно прогнозу объем электронной торговли через Internet в 2001 году достигнет 327 млрд. долларов. Расширяется также электронная торговля через эту сеть с помощью платежных карточек. Использование технологий электронной торговли сокращает многие статьи расходов продавцов и покупателей, уменьшает число операций, выполняемых сотрудниками, повышает качество услуг торговли, освобождает служащих от рутиной работы.
Системы, осуществляющие при торговле взаимодействие с покупателями, получили название электронных магазинов. Каждый из них является комплексом компьютеров, программ и баз данных, осуществляющих в информационной сети рекламу и продажу товаров или услуг. Программы обеспечивают поиск нужных товаров или услуг, знакомство с их характеристиками, оформление заказов и оплату их стоимости. Электронные магазины не имеют торговых залов. Посещение этих магазинов осуществляется покупателями с помощью персональных компьютеров, взаимодействующих через сеть с компьютерными системами торговли. В электронных магазинах широко используются информационные витрины, дающие представление о имеющихся товарах (услугах). Рассматриваемые магазины работают круглые сутки семь дней в неделю.
Развитие технологий электронной торговли привело к появлению понятия виртуального магазина - электронного магазина, компьютеры, программы и базы данных которого расположены в различных местах. В сети Internet виртуальные магазины используют службу глобального соединения. Каждый такой магазин может предлагать многие десятки тысяч товаров.
Для создания виртуальных магазинов разработано программное обеспечение, которое выполняет функции, связанные с организацией и проведением электронной торговли. В их число входят:
технология извлечения сведений о товарах, предоставляемых многими базами данных;
создание библиотек со спецификациями и изображениями товаров;
демонстрация товаров, объяснение их характеристик;
предоставление ценников и заключение соглашений о покупке, согласование сроков и условий поставки товаров.
В виртуальном магазине, как и во всей торговле, особая важность придается вопросам, связанным с безопасностью данных. Здесь также необходимо обеспечить юридическое оформление покупок и передать распоряжение банку на их оплату. Кроме этого, требуется, чтобы сам факт покупки не подлежал разглашению.
Примером виртуального магазина является "Пассаж", открытый в сети Internet российской организацией Tops Systems Integrator. В "Пассаже" продаются компьютеры, книги для предпринимательства, предоставляются услуги по перевозке грузов. Магазины в "Пассаже" независимы друг от друга и имеют свои адреса.
Российский банк "Платина" создал платежную систему "CyberPlat", предназначенную для оплаты товаров, услуг, купленных в электронных магазинах Internet. Эта система использует защиту информации с помощью цифровой подписи. Оплата осуществляется платежными карточками либо на основе счета в банке. Операции проводятся через сеть Internet в режиме реального времени.
Предпринимательство, осуществляемое в условиях жесткой конкуренции требует наличия оперативной информации о законодательствах, налоговой политике, промышленных стандартах, ситуациях на рынке, торговых организациях различных стран. В этой связи создаются системы торговой информации.
Основные виды услуг, предоставляемые этими системами, включают:
Коммерческие возможности. Информация о заявках на покупки и продажу определенных видов товаров.
Рынки. Анализ сведений о состоянии торговли, риске, обзоры и прогнозы.
Предприятия. Анализ продукции, отчеты о состоянии предприятий и перспективах их развития.
Контакты. Сообщения об организациях, которые могут помочь решить вопросы, связанные с торговлей.
Документы. Последние включают тексты законов, стандартов и других материалов, связанных с торговлей.
Новости и статистика. Детальная коммерческая информация, в том числе об инвестициях, торговле, производстве.
Мощный толчок к развитию электронной торговли дала служба глобального соединения в сети Internet. Появилось большое число узлов WWW, которые предоставляют разнообразные сведения о предлагаемых товарах. Формируя запросы на нескольких языках, клиенты получили возможность просматривать информацию о характеристиках товаров, ценах и условиях их поставки. Системы электронного маркетинга охватывают вопросы комплексного изучения рынка планирования производства и продажи товаров, а также услуг.
С торговлей тесно связана логистика - отрасль экономики, занимающаяся управлением материально-техническими и товарными запасами.
Логистика является развитием логики и логические системы охватывают процессы:
планирования поставок;
транспортирования, складирования, организации запасов;
доведения сырья до производства;
поставки товаров покупателям;
обслуживание потоков сырья и товаров.
Запасы играют важную роль буфера между закупкой сырья и товаров, их транспортировкой, производством и продажей. Их оптимизация позволяет экономично и эффективно функционировать всей производственно-торговой системе. В соответствии с этим автоматизированная логистическая система с помощью компьютерных технологий выполняет множество функций, включающих:
изучение рынка и маркетинг;
разработку технических условий;
проектирование;
материально-техническое обеспечение работ;
разработку и подготовку технологического процесса;
производство, контроль и испытания готовых продуктов;
их хранение и реализацию;
монтаж, эксплуатацию, ремонт;
техническую помощь и обслуживание;
утилизацию после использования.
Важное значение в системах логистики и торговли уделяется вопросам учета. Здесь компьютерные технологии, в первую очередь, решают задачи:
отслеживания движения товаров от момента их закупки до поставки к покупателю;
учета товаров и денежных средств;
получения информации о продукции, хранящейся на складах, в магазинах;
организации оптовой и розничной торговли.
В проведении компьютизированного учета важное значение имеют штриховые коды. Каждый из этих машиночитаемых кодов, состоит из труппы параллельных линий разной толщины и предназначен для быстрого считывания данных компьютером. Особенно широко штриховые коды используются для маркировки товаров. Стандарты на эти коды существуют с 1977 года. В Европе ими занимается организация Европейской нумерации товаров (EAN) со штаб-квартирой в Брюсселе. Штриховой код, разработанный EAN, используется во всех странах, кроме США и Канады. Здесь применяется свой стандарт. Штриховой код состоит из цифр и кодирующих их полосок различной толщины. Первые три цифры EAN указывают страну (национальную базу данных, в которой зарегистрирован товар). Эти цифры присваивает EAN. ' Следующие 4 цифры определяют код предприятия-производителя товаров. Они присваиваются национальной организацией. Затем, 5 цифр использует предприятие для нумерации своих товаров. Последняя цифра штрихового кода является контрольной и ее присваивает компьютер.
На изделия штриховой код наносится типографским способом. Поэтому считывание представляемой им информации осуществляется ручным сканером. Сканер соединен с компьютером, а считывание происходит при движении устройства по поверхности нанесения кода поперек его линий. Последовательность сигналов сканера обрабатывается в компьютере и полученные сведения размещаются в базах данных.
Этот метод широко применяется в торговле, при учете товарных запасов в промышленности, при инвентарном хранении эксплуатационного оборудования и инженерной документации. Существует также ряд оригинальных областей применения штрихового кода:
заказ изделий по каталогам,
учет химических реактивов в лаборатории,
распределение упаковок с донорской кровью,
регистрация пациентов различных категорий... .
Следует иметь в виду, что при ручной записи обычно встречается одна ошибка на 300 символов. Что же касается распознавания штрихового кода, то сканер дает одну ошибку на 3 миллиона символов.
Для учета крупных изделий служит электронный ярлык - специально оформленная интегральная схема, обеспечивающая их идентификацию. Электронный ярлык имеет один сигнальный контакт и один контакт, необходимый для соединения с землей. Но, в ярлыке нет, как в обычной интегральной схеме, штырьков, либо контактов, которые могут быть повреждены. Интегральная схема помещается в ударопрочный пуговичный герметичный корпус диаметром 10-20 мм, выполненный из нержавеющей стали. Ярлык является эквивалентом идентификационной бирки, закрепляемой на изделии (например, контейнере). В электронном ярлыке помещаются также кристаллы памяти и, если необходимо, батарейки. В случае отсутствия батареек используются запоминающие устройства, память в которых сохраняется и при отключении электричества.
Электронные ярлыки применяются для различных целей:
идентификация и представление сведений о продаваемых и транспортируемых изделиях;
охранные системы;
сопровождение изделия во время его изготовления;
пропускной контроль на предприятиях;
создание дверных электронных замков.
Во время выполнения технологического процесса электронный ярлык позволяет запоминать информацию о представляемом им изделии: его прохождение по этапам процесса изготовления, проведенные с ним испытания и полученные результаты, осуществленные замены неисправных компонентов и т.д.
Ёмкость памяти электронного ярлыка в сто раз больше информации, даваемой штриховым кодом. Срок службы ярлыка гарантируется в течение 10 лет. Запись и считывание данных осуществляется через зонд, который сопрягается с "пуговичным" корпусом и проводом соединяется с последовательным портом компьютера.
- Информационные технологии
- Содержание
- 1. Понятие информационной технологии
- 1.1. Информатика и информационные технологии
- 1.2. Понятие информационной технологии как научной дисциплины
- 1.3. Структура предметной области информационной технологии
- 1.4. Место информационной технологии в современной системе научного знания
- 1.5. Определение информационной технологии и информационной системы
- 1.6. Этапы развития информационных технологий
- 1.7. Новая информационная технология
- 1.8. Свойства информационных технологий
- 2. Критерии эффективности информационных технологий
- 2.2. Специфика реализации информационных технологий
- 2.3. Общий критерий эффективности информационных технологий
- 2.4. Отличительные признаки высокоэффективных технологий и основные принципы их проектирования
- Концентрация ресурсов в пространстве
- Концентрация ресурсов во времени
- Комбинированные технологии
- Векторная ориентация ресурсов
- 2.5. Основные научные направления развития информационной технологии
- Проблема семантического сжатия информации
- Семантические концентраторы
- 2.6. Человеческий фактор в перспективных информационных технологиях
- 2.7. Методологический аппарат науки как информационная технология
- 3. Классификация информационных технологий
- 3.1. Основные классы информационных технологий
- 3.1. Основные классы информационных технологий
- 3.2. Классификация по пользовательскому интерфейсу
- 3.3. Классификация по степени взаимодействия между собой
- 3.5. Понятие платформы
- 3.6. Проблемы и критерии выбора информационных технологий
- 4. Стандарты пользовательского интерфейса ит
- 4.1. Интерфейс прикладного программирования
- Реализация функций api на уровне ос
- Реализация функций api на уровне системы программирования
- Реализация функций api с помощью внешних библиотек
- 4.2. Платформенно-независимый интерфейс posix
- 4.3. Проектирование пользовательского интерфейса
- 5. Информационные технологии широкого пользования
- 5.1. Табличные процессоры
- 5.2. Системы управления базами данных Основные понятия бд
- Виды моделей бд
- Сетевая модель данных
- Реляционная модель данных
- Обзор субд
- Технология работы в субд
- 5.3. Текстовые процессоры
- 5.4. Графические процессоры
- 5.5. Геоинформационные технологии
- 5.6. Интегрированные пакеты
- Microsoft Office 2000/xp
- Русский офисс (Арсеналъ), набор независимых друг от друга программных продуктов, ориентированных на домашнее применение:
- 5.7. Информационные системы как средства и методы реализации информационных технологий
- 6. Авторские и интегрированные информационные технологии
- 6.1. Гипертекст
- 6.2. Мультимедиа
- 6.3. Новый класс интеллектуальных технологий
- 6.4. Информационные хранилища
- 6.5. Система электронного документооборота
- 6.6. Системы групповой работы
- 6.7. Оснащение рабочего места пользователя информационными технологиями
- 7. Примеры экономических информационных систем
- 7.1. Предпринимательство
- 7.2. Менеджмент
- 6.3. Электронные деньги
- 7.4. Банки
- 7.5. Биржи
- 7.6. Торговля
- 7.7. Финансы
- 7.8. Обучение
- 8. Технология обработки и обеспечения безопасности данных
- 8.1. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 8.2. Контроль достоверности данных
- 8.3. Технология обеспечения безопасности компьютерных систем
- 9. Инструментарий технологии программирования
- 9.4.2. Методология rad — Rapid Application Development
- 9.1. Принцип программного управления
- 9.2. Жизненный цикл информационных систем
- 9.3. Методы проектирования программных продуктов
- 9.4. Методология и технология разработки информационных систем
- 9.4.1. Case-технологии
- 9.4.2.Методология rad — Rapid Application Development
- 9.4.3. Стандарты и методики
- 9.5. Профили открытых информационных систем
- Список использованной литературы