Int tacs[3];
tacs[0] = 43; // присваиваем значение нулевому элементу
*tacs = 2; // или так присваиваем новое значение нулевому элементу
*(tacs + 1) = 4; // присваиваем значение первому элементу
По видимому, нет необходимости обращаться к i-му элементу массива, используя выражение *(tacs + i) , а не tasc[i]. Однако знать о такой возможности следует.
Такой же принцип доступа к элементам массива сохраняется и для многомерных массивов. Так, доступ к элементу двумерного массива можно получить обычным способом: mass[i][j], а можно так: *(mass[i] + j) или *(* (mass +i)+j).
С++ позволяет решать одну и ту же задачу разными способами, иногда экзотичными. Старайтесь использовать наиболее простые для понимания решения.
С указателями можно выполнять следующие операции: разыменования (*), присваивания, сложение с константой, вычитание указателей, инкремента (++), декремента (--), приведения типов.
Из приведенного выше примера можно понять, что операция инкремента перемещает указатель к следующему элементу массива, а декремента – к предыдущему. Само значение указателя изменяется на величину, соответствующего типа, выраженного в байтах. Например,
int *pint = new int [3]; // выделена память под массив из трех элементов
p++; // значение увеличивается на 4
Разность двух указателей дает число, равное разности адресов, деленное на размер типа, выраженное в байтах. Не допускается сложение указателей.
При использовании нескольких операций, следует помнить об их приоритете. Так выражение
*pint++ = 12;
следует понимать так
*pint = 12; pint++; // по адресу связанному с pint пишется значение 12
// затем значение pint увеличивается
Операции разыменования и инкремента имеют одинаковый приоритет, поэтому первой выполняется операция, которая расположена левее, но присваивание имеет более высокий приоритет, чем постфиксный инкремент и выполняется первым. Обычный порядок выполнения операций можно изменить при помощи круглых скобок.
(*pint)++; // значение по адресу pint увеличивается на единицу &&&&
Следующий фрагмент кода копирует элементы массива в другой массив1. Из возможных способов выбран тот, который иллюстрирует особенности арифметики указателей:
int a [100], b[100];
int *pa = a; // или int *pa = &a[0];
int *pb = b;
for (int i=0;i<100; i++)
*pb++ = *pa++; // или b[i]=a[i];
Контрольные вопросы и задания.
1. Почему в приведенной ниже программе значение элемента массива p[2] становится неопределнным? Почему p[0] становится равным 2?
#include <iostream.h>
- Введение
- Глава 1. Основы.
- Int main()
- 1.2. Методика создания программ в Microsoft Visual Studio.
- Void main(){
- 1.3. Ввод-вывод.
- 1.4. Переменные и константы.
- Int I; // объявление целочисленной переменной
- 42 // Десятичная константа
- 0X42 // шестнадцатеричная константа, начинается с 0х
- 042 // Восьмеричная константа, начинается с 0
- 1.5. Арифметические операции.
- Void main()
- 1.6. Встроенные функции. Математические функции. Состав math.H.
- Void main()
- Int rand(void); // функция используется без аргумента
- Глава 2. Операторы и выражения.
- 2.1. Логические выражения и операторы
- 2.1.1. Оператор if else
- If (условие)
- If (условие)
- 2.1.2. Конструкция if else if
- Int number;
- Int number;
- 2.1.3. Условный оператор.
- 2.1.4. Оператор switch.
- Int dvalue;
- 2.2. Операторы цикла.
- 2.2.1. Оператор for
- Void main()
- Int I; // создаем переменную цикла
- Void main()
- Int I; // переменную цикла можно определить и вне цикла
- 2.2.2. Изменение шага цикла
- Void main()
- 2.2.3. Цикл while.
- 2.2.4. Цикл do while
- Void main()
- 2.3. Операторы break и continue
- Void main()
- Void main()
- 2.4. Типичные ошибки при использовании операторов цикла
- Глава 3. Производные типы данных.
- 3.1. Ссылки и указатели.
- Int test; // объявили целочисленную переменную
- Int & s_test; // ошибка! ссылка не связана с переменной
- Int *p1; // объявлен указатель на целое с именем p1
- 3.2. Массивы и строки.
- Int z[10]; //массив из 10 целых чисел
- Int ar[3]; // объявлен целочисленный массив из 3 элементов
- Int varr[4]; // объявление массива
- 3.2.2. Многомерные массивы.
- Int z[3][4]; //массив из 12 целых чисел
- 3.2.3. Строки
- Void main()
- Void main()
- Void main()
- Void main()
- If(strstr(st,st2)) //если подстрока встречается, выводим
- 3.1.5. Динамическое определение одномерных массивов.
- 3.1.6. Динамические двумерные массивы.
- 3.1.7. Указатели, массивы и арифметика указателей.
- Int tacs[3];
- Void main()
- 3.2. Структуры
- Int age; // элементы структуры
- Int hours;
- Int mins;
- Void main()
- Int hours;
- Int mins;
- Void main()
- 4. Функции, определяемые пользователем
- 4.1. Объявление и определение функции
- Int max(int , int ); // в прототипе достаточно указать только тип и
- Void main() {
- Int MyRand(){
- Int func(){ return 1;} // правильное выражение
- Int func2(){return 0.146;} // неправильно, 0.146 преобразуется к int с
- Void swap(int p, int q)
- Int bigger(int a,int b)
- 4.2. Передача параметров функций
- 5. Заголовочные файлы.
- 6. Работа с файлами
- 6.1 Простой файловый ввод/вывод
- 6.2 Тонкости работы с файлами
- 7.1. Определение классов.
- Void main()
- 7.2. Как объявлять функции класса?
- 7.3. Конструкторы и деструкторы классов.
- 8. Графика OpenGl.
- Void callback Draw()
- Void main()
- 8.1. Создание анимации с помощью библиотеки xgl
- Приложения Управление выводом
- Управление шириной вывода