logo search
Лекции ИТ - СГМУ (Full)

7.3. Телеконференции

Сетевые новости Usenet или, как принято называть в России, телеконференции — это вторая по распространенности сетевая служба Internet. Под теле конференцией («теле-» обозначает «уда­ленный», «действующий на расстоянии») понимают обсуждение или коллективные дискуссии на разные темы, проводимые при помощи сетевых средств.

Если электронная почта передает сообщения по принципу «от одного — одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного многим». Механизм передачи каждого сообщения похож на передачу слухов: каждый узел сети, узнавший что-то новое (т.е. получивший нов сообщение), передает новость всем знакомым узлам, т.е. всем тем узлами с кем он обменивается новостями. Таким образом, посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за доволь­но короткие сроки всех участников телеконференций Usenet во всем ми­ре. При этом в обсуждении интересующей темы может участвовать мно­жество людей, независимо от того, где они находятся физически, и мож­но найти собеседников для обсуждения самых необычных тем.

Телеконференции в сети поддерживают специальные серверы, их на­зывают серверами новостей. Серверы периодически обмениваются содер­жимым почтовых ящиков телеконференций, поэтому материалы конфе­ренций в полном объеме доступны пользователю на любом таком сервере.

Для чтения новостей необходимы специальное (клиентское) про­граммное обеспечение и доступ к серверу новостей. Можно воспользо­ваться одним из общедоступных серверов новостей, а можно получать новости и по электронной почте. При использовании сервера новостей и специального программного обеспечения можно «подписаться» на от­дельные группы новостей. Подписка подразумевает процедуру пересыл­ки абоненту новых статей по интересующей его теме или оповещения абонента об их появлении.

Новости разделены по иерархически организованным тематическим группам, и имя каждой группы состоит из имен подуровней иерархии, разделенных точками, причем более общий уровень пишется первым.

Изначально существовало семь официальных категорий:

Кроме того, существует самая большая и популярная категория — alt. В нее вошли дискуссии на альтернативную тематику.

По названию конференции легко определить ее тематику. Напри­мер, конференция comp.sys.sun.admin:

sun означает компьютерные системы фирмы Sun Microsystems.

admin обозначает группу, предназначенную для обсуждения во­просов администрирования таких компьютерных систем.

Таким образом, телеконференция comp.sys.sun.admin предназначена для обсуждения вопросов администрирования компьютерных систем фирмы Sun Microsystems.

Часть групп ограничена более узкой сферой распространения, такие группы могут подразделяться по географическому признаку, например, eunet — европейские конференции, world — международные, su — для СНГ.

Существуют достаточно много национальных групп конференций. В России самой популярной является группа Relcom. Например:

Существуют следующие виды телеконференций, представленные на рис. 7.7.

Рис. 7.7. Виды телеконференций

Конференции off-line

Характеризуются тем, что пользователь, ознакомившись с сообщениями, может направить ответное сообщение либо непосредственно автору ста­тьи, либо предоставить свое сообщение всем авторам

Конференции on-line

Позволяют участникам конференции общаться друг с другом в режиме ре­ального времени, задавая друг другу вопросы и обмениваясь мнениями на заданную тему

Свободные (открытые) конференции

Сообщения никем не контролируются. Пользователь посылает произволь­ный текст, и он сразу появляется в Internet

Модерируемые (закры­тые) конференции

Контролируются редактором - модератором (moderator - арбитр, посред­ник, ведущий дискуссию). Модератор организует и ведет конференцию. Сообщение пользователя сначала попадает к нему, и он принимает реше­ние о публикации материала, исходя из устава конференции, который при­нимается открытым сетевым голосованием. В качестве модератора может выступать не только человек, но и программа, фильтрующая сообщения по определенным ключевым словам. В последнем случае говорят об автома­тической модерации

Можно выделить несколько основных этапов в работе модератора при проведении конференций:

Жизненный цикл телеконференции состоит из нескольких этапов, представленных на рис. 7.8.

Начало конференции. Конференция начинается некоторым исход­ным сообщением, задающим ее тему.

Обсуждение темы конференции. Каждый из участников имеет воз­можность добавить к исходному сообщению свою реплику. Все реплики располагаются последовательно по мере поступления и доступны вместе с исходным текстом всем участникам телеконференции. При последую­щих обращениях можно получать либо весь текст, либо только новые фрагменты текста. В случае оформления подписки на данную конфе­ренцию, участникам пересылаются новые сообщения или приходит оповещение об их поступлении.

Хранение сообщений в конференции. Поступившие в конференцию со­общения доступны всем пользователям в течение заранее определенно­го срока с момента их поступления (обычно 1—2 недели), а затем сооб­щения с истекшим сроком хранения помещаются в архив

Закрытие конференции. Закрытие конференции происходит в два этапа. Сначала модератор уведомляет всех участников о скором закры­тии конференции и переводит телеконференцию в режим «только чте­ние». Это позволяет участникам сохранить информацию, которая им необходима. В этот период новые комментарии в конференции не раз­мещаются. Через некоторое время модератор удаляет конференцию из системы.

Преимуществами телеконференций являются:

• доступность с точки зрения технических средств пользователя.