1.4 Документооборот педагогического состава
В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий в образовательных учреждениях Там же:
? компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
? диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;
? тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
? лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
? экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
? базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
? прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).
? системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM;
? интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях;
? информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
? телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети;
? электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях;
? электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам;
? геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий - задает один из аспектов, процессов или явлений;
? системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.).
? В настоящее время существуют такие формы использования информационных технологий в образовании:
? контроль знаний с помощью компьютерного тестирования.
Развитая технология тестирования является эффективным средством контроля знаний на любых стадиях учебного процесса.
В результате использования автоматизированной системы тестирования Там же:
- производительность труда преподавателя во время контрольных мероприятий возрастает в 8-10 раз;
- исключается субъективность при оценке знаний;
- возможно использование тестирования как входного контроля перед экзаменом;
- созданный банк тестовых заданий можно использоваться повторно;
- результаты тестирования могут быть использованы при анализе успеваемости и качества тестовых заданий.
б) Для оптимизации учебного процесса.
электронный журнал;
Электронный журнал - электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях информации.
Издание электронного журнала представлено в виде одного или нескольких файлов, где содержатся статьи, отражающие тематику журнала. Доступ к статьям производится по оглавлению с помощью системы ссылок. В отличие от печатных журналов, в силу своей специфики, электронный журнал может содержать в себе интерактивные элементы (различные игры, тесты). C ростом компьютеризации населения и улучшения средств связи, а также благодаря доступности, электронные журналы играют все более важную роль в жизни общества как средства для получения необходимой информации в структурированном виде.
электронное расписание.
Электронное расписание - это программное средство, предназначенное для быстрого, удобного и качественного составления расписаний занятий.
Составление учебного расписания является сложной математической задачей. В течение длительного времени на практике используется технология составления расписания вручную, которая предполагает сбор и классификацию исходной информации, составление вспомогательных таблиц, непосредственно составление расписания, его проверку и корректировку. При такой технологии очень трудно получить расписание, которое бы учитывало все особенности данного учебного заведения и соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям. В последние годы на рынке программ для образовательных учреждений стали появляться системы автоматизированного формирования расписаний, которые поставляются как самостоятельные программные продукты или как элементы систем управления учебным учреждением. Недостатком первого подхода является необходимость ручного ввода данных, в то время как во втором случае эти сведения уже содержатся в базе данных.
Технология составления расписания занятий с использованием компьютера может быть представлена следующим образом http: //ito. su/2002/IV/IV-0-880.html:
- Ввод исходных данных.
- Ручной ввод отдельных элементов расписания (при необходимости).
- Автоматическое составление расписания.
- Контроль качества полученного расписания.
- Внесение изменений в исходные данные и повтор пп.1-4.
- Ручная корректировка расписания (при необходимости).
- Вывод на печать.
Исходными данными для составления расписания занятий являются:
- Учебный план, в котором для каждого класса указано количество часов по предметам.
- Распределение нагрузки учителей, в которой для каждого учителя указано количество часов по предметам по каждой группе.
- Материально-техническое обеспечение учебного процесса, в котором для каждой учебной аудитории указано ее назначение и максимальное количество мест.
- Санитарно-гигиенические нормы (СГН), в которых для каждой возрастной группы указаны требования к распределению нагрузки в течение дня и учебной недели.
- Пожелания учителей по распределению учебного времени и методических дней.
- Список предметов с указанием их типа и сложности.
- Дополнительные сведения, которые включают: возможные сочетания предметов разных типов в течение дня; наличие спаренных уроков по предметам; объединение учебных групп при делении класса по предметам; объединение разноуровневых классов по предмету на одном уроке и т.д.
Результатом работы компьютерной программы составления расписания являются Там же:
- Расписание занятий учащихся.
- Расписание работы учителей.
Среди критериев для оценки качества полученного расписания можно выделить следующие:
- Соответствие полученного расписания учебному плану учебного заведения.
- Отсутствие окон у учащихся, включая первые уроки.
- Распределение нагрузки учащихся различных возрастных групп в течение дня и учебной недели согласно СГН.
- Равномерное распределение предметов в течение недели с учетом объема домашних заданий.
- Учет пожеланий учителей.
Предлагаемая технология составления расписания занятий с использованием компьютера предполагает максимально возможный учет всего комплекса требований к расписанию и конкретных возможностей данного образовательного учреждения, позволяет даже неподготовленному человеку быстро и качественно составить расписание.
? электронные учебники.
Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения.
Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения.
Во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин.
В-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии.
В-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.
Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники (ЭУ). Достоинствами этих учебников являются Там же:
во-первых, их мобильность;
во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей;
в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.
С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.
Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он http: //festival. 1september.ru/:
? обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
? помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
? существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
? наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация Там же:
? традиционные алгоритмические языки;
? инструментальные средства общего назначения;
? средства мультимедиа;
? гипертекстовые и гипермедиа средства.
Ниже приведен краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении университета.
- Введение
- Глава 1. Общие сведения об организации и постановка технического задания
- 1.1 Общее знакомство с МОУ В (с) ОШ и применяемыми информационными технологиями
- 1.2 Описание структуры локальной сети МОУ В (с) ОШ
- 1.3 Схема основных образовательных процессов
- 1.4 Документооборот педагогического состава
- 1.4.1 Традиционно алгоритмические языки
- 1.4.2 Инструментальные средства общего назначения
- 1.4.3 Средства мультимедиа
- 1.4.4 Гипертекстовые и гипермедиа средства
- 1.4.5 Оболочки электронных учебников
- 1.4.6 Структура организации ЭУ
- 1.5 Программное обеспечение для поддержки бизнес-процессов МОУ В (с) ОШ
- 1.6 Постановка и обоснование технического задания
- Глава 2. Проектирование и разработка програмного продукта
- 2.1 Анализ технического задания
- 2.2 Общие требования к системе и цели создания (развития) системы
- 2.3 Архитектура автоматизированного рабочего места
- Льготы для работников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
- 2) Общеобразовательное учреждение. Виды учреждений:
- II Тип — Общеобразовательное учреждение
- 2.1. Предоставление учебного отпуска в случае обучения в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
- 2.1.2. Сокращение рабочей недели работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Общеобразовательные учреждения.
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Общеобразовательные школы