Заключение
Текстовый (varchar)
100
Начало диагностики
Дата/время (Data)
Конец диагностики
Дата/время (Data)
Таблица «Журнал учета ТСД за МОЛ» содержит информацию за кем закреплено оборудование ТСД (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Описание атрибутов таблицы «Журнал учета ТСД за МОЛ»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
№ ТСД |
Счетчик (int) |
||
ID оборудования |
Числовой (int) |
10 |
|
Ответственный |
Текстовый (varchar) |
40 |
|
Отдел ответственного лица |
Текстовый (varchar) |
30 |
Таблица «Оборудование» содержит информацию по оборудованию находящемся на магазине (см. табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Описание атрибутов таблицы «Оборудование»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
ID оборудования |
Счетчик (int) |
||
№ типового оборудования |
Числовой (int) |
10 |
|
Инвентарный номер |
Числовой (int) |
20 |
|
Серийный номер |
Текстовый (varchar) |
30 |
|
Дата ввода в эксплуатацию |
Дата/время (Data) |
Таблица «Обслуживание картриджей» содержит информацию по предоставляемым услугам на обслуживание картриджей и стоимости (см. табл. 2.5).
Таблица 2.5 - Описание атрибутов таблицы «Обслуживание картриджей»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
ID оборудования |
Счетчик (int) |
||
ID картриджа |
Числовой (int) |
10 |
|
ID контрагента |
Числовой (int) |
10 |
|
Стоимость услуги |
Числовой (int) |
30 |
|
Услуга |
Текстовый (varchar) |
50 |
Таблица «Списание оборудования» содержит информацию по оборудованию, которое списали и утилизировали (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6 - Описание атрибутов таблицы «Списание оборудования»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
ID списания |
Счетчик (int) |
||
ID оборудования |
Числовой (int) |
10 |
|
Дата списания |
Дата/время (Data) |
||
№ акта списания |
Числовой (int) |
20 |
|
Срок службы |
Текстовый (varchar) |
20 |
|
№ Диагностики |
Числовой (int) |
20 |
Таблица «Справочник картриджей» содержит информацию по всем картриджам на предприятии (см. табл. 2.7).
Таблица 2.7 - Описание атрибутов таблицы «Справочник картриджей»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
ID Картриджа |
Счетчик (int) |
||
Модель |
Текстовый (varchar) |
50 |
|
Кол-во заправок |
Числовой (int) |
20 |
|
Статус |
Текстовый (varchar) |
10 |
|
Инвентарный номер |
Числовой (int) |
20 |
Таблица «Справочник контрагентов» содержит информацию по всем поставщикам услуг, с которыми работает ООО «Платина» (см. табл. 2.8).
Таблица 2.8 - Описание атрибутов таблицы «Справочник контрагентов»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
ID контрагента |
Счетчик (int) |
||
Наименование контрагента |
Текстовый (varchar) |
50 |
|
Предоставляемая услуга |
Текстовый (varchar) |
50 |
|
Контактное лицо |
Текстовый (varchar) |
30 |
|
Телефон |
Текстовый (varchar) |
20 |
|
|
Текстовый (varchar) |
25 |
|
Адрес |
Текстовый (varchar) |
30 |
Таблица «Справочник поверка весов» содержит информацию по дате проведения поверки и дате окончания поверки (см. табл. 2.9).
Таблица 2.9 - Описание атрибутов таблицы «Справочник поверка весов»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
ID оборудования |
Числовой (int) |
20 |
|
Дата поверки |
Дата/время (Data) |
||
Действительно до |
Дата/время (Data) |
Таблица «Справочник типового оборудования» содержит в себе все типы оборудования для быстрого заполнения связанных таблиц (см. табл. 2.10).
Таблица 2.10 - Описание атрибутов таблицы «Справочник типового оборудования»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
№ типового оборудования |
Счетчик (int) |
||
Наименование |
Текстовый (varchar) |
50 |
|
Модель |
Текстовый (varchar) |
50 |
|
Тип оборудования |
Текстовый (varchar) |
30 |
Таблица «Счет Диагностика» содержит в себе информацию по счетам за оборудование, находившееся на диагностике(см. табл. 2.11).
Таблица 2.11 - Описание атрибутов таблицы «Счет Диагностика»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
№ счета |
Счетчик (int) |
||
№ Диагностики |
Числовой (int) |
10 |
|
Вид обслуживания |
Текстовый (varchar) |
30 |
|
Статус счета |
Текстовый (varchar) |
11 |
Таблица «Счет Картриджи» содержит в себе информацию по счетам за ремонт или заправку картриджей (см. табл. 2.12).
Таблица 2.12 - Описание атрибутов таблицы «Счет Картриджи»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
№ счета |
Счетчик (int) |
||
ID картриджа |
Числовой (int) |
10 |
|
Вид обслуживания |
Текстовый (varchar) |
30 |
|
Статус счета |
Текстовый (varchar) |
11 |
Таблица «Счет Ремонт» содержит в себе информацию по счетам за оборудование, находившееся в ремонте (см. табл. 2.13).
Таблица 2.13 - Описание атрибутов таблицы «Счет Ремонт»
Имя поля |
Тип данных |
Максимальная разрядность |
|
№ счета |
Счетчик (int) |
||
ID ремонта |
Числовой (int) |
10 |
|
Вид обслуживания |
Текстовый (varchar) |
30 |
|
Статус счета |
Текстовый (varchar) |
11 |
2.3 Разработка клиентского приложения
Разработка клиентского приложения производилась в среде программирования DelphiXE7. Данная среда предоставляет нам все необходимые возможности для реализации проекта.
Приводится схема интерфейса программы, на которой изображены Основные формы приложения (см. рис. 2.5).
Рисунок 2.5 - Схема интерфейса клиентского приложения, основные формы
Рассмотрим схему интерфейса программы, на которой изображены дополнительные формы приложения (см. рис. 2.6).
Рисунок 2.6- Схема интерфейса клиентского приложения, дополнительные формы
При запуске программы появляется окно авторизации, в котором необходимо указать имя пользователя и пароль для входа в систему .
После правильного ввода логина и пароля, запускается главное окно программы, в котором отображаются функциональные кнопки для системного администратора, работающего с программой.
Опишем данную форму более подробно:
В контекстном меню есть вкладки: Файл, Таблицы, справочники, запросы, Настройки, о программе.
На панели инструментов расположены дополнительные компоненты для удобства работы, а именно часы, калькулятор, 2 справочника
Ниже мы видим вкладки: Таблицы, справочники, запросы. При нажатии на вкладку в окне справа открывается панель с таблицами и запросами, предназначены они для быстрого перехода на нужную нам форму.
Для начала рассмотрим форму «ремонт» с которой и начинается заполнение заявки на прием оборудования.
На форме «ремонт» мы можем добавить информацию о новом оборудовании, поступившем в ремонт, некоторые поля таблицы выбираются из других таблиц, такие как: наименование, инвентарный номер, серийный номер, дата ввода в эксплуатацию. На форме присутствуют кнопки для добавления и редактирования данных в таблице: добавить, удалить, изменить. Присутствует кнопка «выход», так же на форме присутствует поиск по всем полям таблицы, а также сортировка по инвентарному номеру, дате ввода в эксплуатацию и началу ремонта. Такие поля как № Диагностики, конец ремонта и стоимость ремонта заполняются позже, после отправки оборудования на диагностику и принятия решения по дальнейшему ремонту оборудования.
Следующим шагом становится отправка оборудования на диагностику переходим на форму «Диагностика» для заполнения информации по диагностике.
На форме «Диагностика» мы можем добавить информацию о новом оборудовании, побывавшем на диагностике, некоторые поля таблицы выбираются из других таблиц, такие как: наименование, инвентарный номер, серийный номер, наименование контрагента. На форме присутствуют кнопки для добавления и редактирования данных в таблице: добавить, удалить, изменить. Присутствует кнопка «выход» так же на форме присутствует поиск по всем полям таблицы, а также сортировка по наименованию, инвентарному номеру и серийному номеру.
Все справочные данные по оборудованию хранятся в таблицах «оборудование» и «справочник типового оборудования» рассмотрим форму «оборудование», привязанную к таблице «оборудование».
На форме «Оборудование» мы можем добавить информацию о новом оборудовании, появившемся на предприятии, из раскрывающегося списка выбирается наименование оборудования, которое берется из таблицы «справочник типового оборудования. На форме присутствуют кнопки для добавления и редактирования данных в таблице: добавить, удалить, изменить. Присутствует кнопка «выход»
Так же на форме присутствует поиск по всем полям таблицы, а также сортировка по наименованию и дате ввода в эксплуатацию.
Далее рассмотрим форму «Список типового оборудования» для того, чтобы понять, как взаимосвязаны таблицы оборудование и справочник типового оборудования
На форме «Список типового оборудования» мы можем добавить информацию о новом оборудовании появившемся на предприятии.
Отдельная таблица разработана для удобства заполнения таблиц, с которыми она связана, а именно добавление выпадающего списка по наименованию. Связь происходит по полю «№ типового оборудования». На форме присутствуют кнопки для добавления и редактирования данных в таблице: добавить, удалить, изменить. Присутствует кнопка «выход»
Так же на форме присутствует поиск по всем полям таблицы, а также сортировка по наименованию, типу оборудования, по номеру типового оборудования.
Далее рассмотрим заполнение таблицы по счетам диагностики
Чтобы иметь информацию по статусу счета об оплате, создана таблица «счет на диагностику» далее таблица будет использована для объединения с таблицей «диагностика» для вывода отчета по затратам на диагностику.
На форме присутствуют кнопки для добавления и редактирования данных в таблице: добавить, удалить, изменить. Присутствует кнопка «выход»
Имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по: № диагностики, по статусу счета. Присутствует кнопка «выход»
Аналогично заполняются таблицы счетов по ремонту, а также счету на обслуживание картриджей.
Дополнительной функцией АИС является учет картриджей на предприятии, для этого созданы таблицы «справочник картриджей» и «обслуживание картриджей» сначала рассмотрим таблицу «справочник картриджей»
На форме «Справочник по картриджам» мы можем добавить информацию о новом картридже, поступившем на предприятие. Так же на форме присутствуют кнопки для редактирования данных в таблице: удалить, изменить, кроме того имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по ID картриджа, по количеству заправок, по статусу. Присутствует кнопка «выход»
Далее рассмотрим форму «обслуживание картриджей»
На форме «Справочник по картриджам» мы можем добавить информацию о стоимости услуг предоставляемым по обслуживанию картриджей. Поля заполняются как вручную с клавиатуры, так и выбирая из выпадающего списков, привязанных к другим таблицам, также на форме присутствуют кнопки для редактирования данных в таблице: удалить, изменить, кроме того имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по модели, по услуге, по стоимости услуги. Присутствует кнопка «выход»
Так же существует справочник поверки весов, поверка весов обязательная ежегодная процедура, для того чтобы автоматизировать данный процесс и отслеживать, когда в следующий раз необходимо проводить поверку, была создана таблица и запрос по выводу информации о поверке.
Рассмотрим запрос на поверку весов и отчет по данному запросу
На форме «Информация по поверке весов» отображен SQLзапрос на вывод информации из таблиц «справочник типового оборудования», «оборудование», «справочник поверки весов».Мы можем просмотреть всю интересующую информацию, так же имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по дате поверки, по окончанию поверки, по наименованию. Присутствует кнопка для печати отчета.
Выведем отчет по данной форме, который выводится при нажатии на кнопку «вывести отчет»
В данном отчете выводится дата печати отчета, вся информация из запроса, наименование отчета и строка для подписи системным администратором.
Как и на любом предприятии, есть оборудование которое необходимо списывать, для этого создана таблица и запрос по списанию оборудования, рассмотрим запрос и вывод отчета по нему.
На форме «Информация по списанному оборудованию» отображен SQLзапрос на вывод информации из таблиц «Диагностика», «Списание оборудования», «справочник типового оборудования», «оборудование».
Так же имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по дате списания и по наименованию. Присутствует кнопка для печати отчета.
Рассмотрим отчет по данной форме, который выводится при нажатии на кнопку «вывести отчет»
В данном отчете выводится дата печати отчета, вся информация из запроса, наименование отчета и строка для подписи системным администратором.
Далее рассмотрим запрос на вывод счета по диагностике, с функцией подсчета общей суммы затрат на ремонт оборудования, для этого откроем форму «Вывод счета по диагностике»
На форме «Вывод счета по диагностике» отображен SQL запрос на вывод информации из таблиц «Диагностика», «Счет диагностика», «справочник типового оборудования», «оборудование».
Так же имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по началу диагностики, по наименованию, по стоимости диагностики, так же присутствует фильтр по дате за определенный период и кнопка для печати отчета.
Выведем отчет по счету на оборудование «весы Bizerba», находящееся на диагностике
В данном отчете выводится вся информация из запроса, итоговая стоимость, дата печати отчета, наименование отчета и строка для подписи системным администратором.
Далее рассмотрим запрос на вывод счета по картриджам, с функцией подсчета общей суммы затрат на обслуживание картриджей, для этого откроем форму «Вывод счета по картриджам»
На форме «Вывод счета по картриджам» отображен SQLзапрос на вывод информации из таблиц «Обслуживание картриджей», «Справочник картриджей», «Счет картриджи», «справочник контрагентов».
Так же имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка, так же присутствует фильтр по дате за определенный период и кнопка для печати отчета.
Выведем отчет по счету на обслуживание картриджей.
В данном отчете выводится вся информация из запроса, итоговая стоимость, дата печати отчета, наименование отчета и строка для подписи системным администратором.
Рассмотрим запрос на вывод счета по ремонту, с функцией подсчета общей суммы затрат на ремонт оборудования, для этого откроем форму «Вывод счета по ремонту»
На форме «Вывод счета по ремонту» отображен SQL запрос на вывод информации выбираемой из таблиц «Ремонт», «Справочник контрагентов» «Диагностика», «Счет ремонт», «справочник типового оборудования», «оборудование».
Так же имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по началу ремонта, по наименованию, по стоимости, так же присутствует фильтр по дате за определенный период и кнопка для печати отчета.
Выведем отчет по счету за ремонт.
В данном отчете выводится вся информация из запроса, итоговая стоимость, дата печати отчета, наименование отчета и строка для подписи системным администратором.
Выведем запрос по оборудованию побывавшем или находящимся в ремонте, в данном запросе будет добавлена возможность выбора определенного оборудования совместно по инвентарному номеру и по дате за определенный период времени, выставив нужные параметры в фильтре «оборудование за период»
На форме «Запрос по ремонту оборудования» отображен SQL запрос на вывод информации выбираемой из таблиц «Ремонт», «Справочник контрагентов» «Диагностика», «справочник типового оборудования», «оборудование».
Так же имеется поиск по всем полям таблицы и сортировка по началу ремонта, по наименованию, по стоимости, так же присутствует фильтр по дате и инвентарному номеру для вывода отчета по определенному оборудованию за отчетный период, и кнопка для печати отчета.
Отфильтруем запрос по оборудованию с инвентарным номером:29014560454 за период 01.04.2015: 16.06.2015
Выведем отчет по оборудованию с инвентарным номером:29014560454 за период 01.04.2015 : 16.06.2015
3. Расчет надежности информационной системы
Тест №1. Проверка ввода информации в поле «№ акта списания», представленная на рисунке 3.1. и на рисунке 3.2. При сохранении данных не происходит проверки на заполнение всех необходимых полей.
Рисунок 3.1 - Проверка ввода информации в поле «№ акта списания»
Рисунок 3.2- Проверка ввода информации в поле «№ акта списания
Описание результата: тест не пройден,данные заносятся в информационную систему.
Необходимые действия: исключить ввод данных.
Тест №2. Проверка реакции системы на отсутствие данных при вводе данных, представленная на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Проверка реакции системы на отсутствие данных при вводе данных
Описание результата: тест пройден, выдается предупреждающее сообщение.
Необходимые действия: оставить как есть.
Тест №3. Проверка целостности системы.
Моделирование надежности функционирования отдельных компонентов информационной системы
Надежность функционирования ИС складывается из надежности аппаратных средств, при помощи которых реализуется программа, надежности самого программного приложения (ПП) и качества работы системного администратора. Это можно представить в виде следующей линейной структуры, изображенной на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 - Схема надежности функционирования ИС
Необходимо произвести изучение структуры каждого блока, выполнить анализ компонентов, выявить взаимосвязи между отдельными элементами. Другими словами, необходимо представить структурные схемы каждого из трех блоков с необходимой степенью детализации и рассматривать данные структуры как подсистемы общей системы надежности ИС. Затем переходить к сбору данных о функционировании элементов, подсистем и системы в целом. Основное содержание данного этапа состоит в идентификации параметров системы с целью последующего включения их в модель. Этот этап связан с определением числовых значений параметров надежности системы в режиме её функционирования.
Следовательно, вероятность безотказной работы будет рассчитана по следующей формуле:
, (3.1)
где - вероятность безотказной работы приложения,
- вероятность безотказной работы аппаратных средств,
- вероятность безотказной работы системного оператора.
Расчет надежности аппаратных средств
Рассмотрим надежность работы ПП в зависимости от надежности работы аппаратной части (технических средств) и программного обеспечения ПК. В этом случае обобщающимпоказателем надежности работы ПП может быть вероятность отсутствия сбоев технических средств и программного обеспечения в течении времени t. Считая независимыми сбои технических средств и программного обеспечения, величину можноопределитькак:
. (3.2)
Пусть система состоит из n элементов, каждый из которых имеет определенные характеристики надежности Pi(t), Qi (t), лi (t), ti (средняя наработка до отказа). Если аналогичные показатели надежности системы обозначить соответственно через P(t), Q(t), л (t) и t , то можно получить следующие расчетные зависимости.
Рассчитаем вероятность безотказной работы ПК без резервирования для конфигурации, изображенной на рисунке 3.5, и построим график зависимости вероятности безотказной работы от времени работы.
Рисунок 3.5 - Конфигурация компьютера
В соответствии с расчётной блок-схемой вероятность безотказной работы системы определяется как:
, (3.3)
где N - количество таких элементов;
Pi - вероятность безотказной работы i-го элемента.
Вероятность безотказной работы системы с раздельным резервированием определяется как:
, (3.4)
где Pi - вероятность безотказной работы i-го элемента;
i- Интенсивность отказов элементов i-го типа;
M - Количество резервных элементов;
T - Время работы ПК.
Для элементов, используемых в ПК, приняты следующие интенсивности отказов:
Материнская плата 1=4.5x10-7 ч-1
Процессор 2=3.0x10-7 ч-1
Память 3=3.4x10-7 ч-1
Жесткий диск 4=8.1x10-7 ч-1
CD-ROM 5=2.0x10-7 ч-1
Контроллер RAID 6=3.0x10-7 ч-1
Дисковод 7=5.0x10-7 ч-1
Сетевая карта 8=2.0x10-6 ч-1
Блок питания 9=1.0x10-7 ч-1
Подсчитаем суммарную интенсивность отказов всех устройств:
общ=1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 +8+ 9 = 4.5x10-7 + 3.0x10-7 + 3.4x10-7 + +8.1x10-7 + 2.0x10-7 + 3.0x10-7 +5.0x10-7 + 5.0x10-6 + 1.0x10-7 = 3.510-7
Вероятность безотказной работы ПК за Т = 1000 часов:
= 0,9950
Вероятность безотказной работы ПК за Т = 5000 часов
= 0,9753
Вероятность безотказной работы ПК за Т=10000 часов
= 0,9512
Построим график рассчитанных вероятностей и отобразим на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 - Расчет вероятности безотказной работы ПК
Расчет надежности программного средства
Для количественной оценки надежности был выбран метод LaPadula. По этой модели выполнение последовательности тестов производится в т этапов. Каждый этап заканчивается внесением изменений (исправлений) в программном продукте. Возрастающая функция надежности базируется на числе ошибок, обнаруженных в ходе каждого тестового прогона.
Надежность информационной системы в течение i-го этапа:
, i = 1,2,3,…, (3.5)
где А - параметр роста;
при i , т.еP() - предельная надежность ПС.
Эти неизвестные вычислим, решив следующую систему уравнений:
, (3.6)
где Si. - число тестов;
mi, - число отказов во время i-го этапа;
т - число этапов;
i=1,2, ...,т;
Si - число тестов на этапе;
mi - число отказов на i-ом этапе;
m - число этапов;
Pf - предельное значение надежности;
A - параметр роста;
P(i)=Pf-A/i - надежность на i-ом этапе;
m = 3;
S := ; m:=.
Подставим наши значения в представленную выше систему, и найдем А и Pf:
А = 0,046;
Pf = 0,712.
Подставим найденные значения в уравнение надежности информационной системы и решим её для каждого этапа:
P;
P;
P.
Построим графики вероятности и отобразим на рисунке 3.7.
Рисунок 3.7 - График вероятности безотказной работы ПС
Рассчитаем вероятность безотказной работы после 3 этапов тестирования:
.
Расчет вероятности успешной работы системного оператора
Каждая из трёх компонент до использования по назначению обязательно проходит начальный этап своего жизненного цикла. Для технических средств - это этап приработки, для программных средств - этап отладки и тестирования, для живых организмов - этап адаптации к будущей жизнедеятельности. Он сводится либо к обучению определённой деятельности, поведению, либо к отдыху для восстановления умственной или физической работоспособности, тренировке и т.д. Иначе говоря, живой организм обладает более разнообразной совокупностью свойств, общей характерной чертой которых является возможность обучения, адаптации к какому-либо виду его деятельности.
Данные расчёта надёжности системного оператора (СО) по формуле
(3.7)
представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Результаты расчёта надёжности СО
T, час |
10 |
100 |
1000 |
|
N ошибки |
3 |
6 |
10 |
|
0,03 |
0.08 |
0.017 |
||
P |
0,84 |
0,94 |
0.98 |
Из таблицы 3.1 видно, что коэффициент работоспособности системного оператора повысился и стал 0,98. Это объясняется тем, что СО прошел обучение.
Расчет вероятности безотказной работы информационной системы
По формуле мы рассчитали вероятность безотказной работы данного программного продукта:
Р=0,97*0,98*0,98=0,976.
Вывод: разработанный нами информационная система протестирована на надежность безотказной работы, которая достаточна высока.
- Введение
- 1. Аналитическая часть
- 1.1 Анализ организационно-экономической схемы предприятия и её описание
- 1.2 Анализ входной информации и процессов
- 1.3 Анализ уровня автоматизации на собственном предприятии и методы решения поставленной задачи в других организациях
- 1.4 Выявление объекта и задачи автоматизации
- 2.1 Разработка концепции построения информационной модели информационной системы
- 2.2 Разработка структуры базы данных
- 2.3 Разработка клиентского приложения
- Заключение
- Заключение