2.6. Картель.
Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.
Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.
В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш, продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится.
Картель — классический пример кооперативной игры с п участниками, где п может быть равно 2, 3 и т. д.
Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда ("общака"), из которого осуществляются "побочные платежи" тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей.
Потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайдеров в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами — игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой, частным случаем которой является модель дуополии по Курно.
Теория игр на ее современном уровне недостаточно учитывает институциональные аспекты процесса возникновения, расцвета и упадка картельных союзов. В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.
- Экономические теории олигопольного ценообразования
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2. Формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:
- 2.1. Ценовая война.
- 2.2. Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно
- 2.3. Модель дуополии Штакельберга
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 2.5. Ломаная кривая спроса.
- 2.6. Картель.
- 2.7. Тайный сговор.
- 3. Ценообразование на рынке олигополии.