2.5. Ломаная кривая спроса.
В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов и действовать, как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие, наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.
В реальной действительности могут одновременно встречаться все эти три варианта рыночного поведения. Поскольку руководство фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно практически не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каждое свое действие. Поэтому по многим тактическим вопросам, касающимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно.
С другой стороны, при выработке стратегических решений фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками. Задача экономической теории — изучить правила рационального выбора, привлекая аппарат теории игр. Каждый "игрок" ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно ограничить свободу выбора у конкурента. В поисках наиболее "простого" пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д.
Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило, запрещается нормами антимонопольного законодательства.
Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, третий — в предельном случае — к чистой монополии. Он может быть изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение олигополистического ценообразования начинают с анализа ломаной кривой спроса.
Допустим, на отраслевом рынке конкурируют три (1, 2 и 3) фирмы. Рассмотрим реакцию фирм 2 и 3 на поведение фирмы 1. Возможны две ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В случае, если фирма 1 повышает цены выше Р0 (рис. 3(а)), ее спрос изображается кривой D1: выше линии Р0А Конкуренты (фирмы 2 и 3) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизменными, либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показывает кривая D2 выше линии Р0А. При понижении фирмой 1 цены ниже Р0 фирмы 2 и 3 будут следовать за ней, что показывает кривая D1: ниже линии Р0А. В результате возникает ломаная кривая спроса D2AD1 высокоэластичная выше уровня текущей цены Р0 и малоэластичная ниже нее (рис. 3(б)). Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит как бы из двух участков — MR2 выше точки В и MR1 ниже точки С.
Рисунок 3 – Ломаная кривая спроса
Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое повышение цен ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут переманить прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены. Понижение цен в условиях олигополии также может не привести к желаемому росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной. Предложенная модель хорошо объясняет лишь негибкость цен, но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм их роста. Последнее легче объяснить сговором олигополистов.
- Экономические теории олигопольного ценообразования
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2. Формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:
- 2.1. Ценовая война.
- 2.2. Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно
- 2.3. Модель дуополии Штакельберга
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 2.5. Ломаная кривая спроса.
- 2.6. Картель.
- 2.7. Тайный сговор.
- 3. Ценообразование на рынке олигополии.